Хотел бы в этом посте рассказать о работе малого и среднего бизнеса в Германии и попытаться выявить, что же делает их бизнес столь эффективным.
В сентябре 2015 года я в рамках информационного тура «Handmade-in-Germany» побывал в Германии. Организаторами поездки были Министерство иностранных дел и некоммерческая инициатива Handmade-in-Germany.
Hand-made-in-Germany — некоммерческая организация (сами они называют себя — инициативой) занимающаяся поддержкой германских предприятий использующих ручное, часто даже ремесленное производство. Поддержка заключается в проведении различных мероприятий, выставок помощи в продвижении и рекламе.
Инициатива включает компании различные как по размеру, так и из различных отраслей. От высоко специализированных уникальных компаний, в которых трудится всего несколько человек (например, производители уникальных деревянных рам Werner Murrer Rahmen), до небольших компаний, выросших до международного уровня (отличный пример мировой бренд очков Mykita). Такие компании производят как традиционные продукты (например, производители мыла Klar Seifen), так и компании производящие высокотехнологичные, инновационные продукты (Производители камер и оптических приборов Leica).
Инициатива была создана в 2010 году и включала 8 компаний. К 2015 году состав участников утроился.
По следам своей поездки, хотел бы рассказать, что, на мой взгляд, отличает такие небольшие компании там и у нас в Казахстане, и почему, как мне кажется там малый бизнес это основа экономики, а у нас в лучшем случае одна из ножек табуретки на которой экономика держится.
Первый основной фактор – поддержка бизнеса. В Германии официальные власти, некоммерческие организации и торгово-промышленные палаты очень активно и главное эффективно поддерживают развитие
МСБ. В Германии малый бизнес является одним из самых активно и стабильно развивающихся секторов экономики. Его суммарный вклад приближается почти в половине ВВП. МСБ играет очень важную роль в обеспечении занятости в Германии. Почти 60% занятого населения трудится в секторе МСБ.
В категорию МСБ попадают более 99% зарегистрированных предприятий. К сектору МСБ в Германии относятся компании до 250 человек и годовым оборотом до 50 млн. евро.
В отличие от других развитых стран, в Германии очень развит экспортно-ориентированный малый бизнес. Например, малые предприятия с годовым оборотом от 10 до 50 млн. евро активно представлены более чем на 20 мировых рынках. Около 1500 малых предприятий стали лидерами среди мировых экспортеров. Присутствие на нескольких интернациональных рынках обеспечивает стабильность малому бизнесу Германии. Так что в Германии, где, вопреки устоявшемуся мнению, опорой, немецкой экономики служат не автомобильные монстры, крупные химические или металлургические концерны, а малые предприятия (они составляют 99,7% всех коммерческих предприятий).
Понимая важность сегмента МСБ, государство и неправительственные структуры оказывают эффективную поддержку этому сектору. К инструментам такой поддержки можно отнести:
Также в Германии очень активны торгово-промышленные палаты (ТПП). В Германии существует 83 торгово-промышленные палаты и головная организация — Промышленно-Торговое Объединение Германии. Основными задачами этих организаций
Вторым важным фактором высокой активности и эффективности МСБ в Германии можно назвать более дешевое кредитование бизнеса. Отчасти это является следствие поддержки со стороны государства и не только. Эффективные процентные ставки на небольшие кредиты для МСБ в германии начинаются от 4-4,5% годовых… При этом для МСБ есть еще различные бонусы в схемах погашения и обеспечения кредита. В Казахстане мало того что, предприниматель просто не найдет процентные ставки ниже 25-27% годовых, так еще нужно «попотеть», чтобы убедить кредитных менеджеров, чтобы тебе его дали. Конечно, в таких условиях в Казахстане развитие МСБ, ориентированного на производство, фактически невозможно. В производственных проектах сроки окупаемости просто исключают развитие при таких высоких ставках. Поэтому большинство представителей малого и среднего бизнеса у нас это сфера услуг (парикмахерские, общепит, малая торговля), где объем первоначальных инвестиций незначителен..
Третий фактор — это развития экономика и потребительская культура. Германия стабильно входит в пятерку крупнейших экономик с примерно 7% мирового ВВП. Как следствие совокупный спрос и потребительские расходы в этой стране выше, чем в других странах. Также значительно выше доля среднего класса. Реализуя правило, спрос рождает предложение, появляется и функционирует огромное количество малых и средних предприятий в Германии. При этом в Германии доля производственных и экспортоориентированных компаний МСБ выше, чем в других развитых странах. В условиях высокой потребительской культуры на первый план выходят такие конкурентные преимущества, как качество продукции, имидж. Ориентация на качество и имидж продукции требуют от местных компаний значительно больше времени уделять таким функциям как производство, HR и брендинг.
В ходе моей поездки и посещения различных германских мануфактур, именно об этих функциях на своих предприятиях говорили руководители как о наиболее важных составляющих успеха своих компаний.
Качество их рабочей силы на всех уровнях необходимо отметить отдельно. Будь то простой рабочий или первый руководитель, их профессиональный уровень очень высок. Особенно это касается менеджмента.
Примечательный пример. Небольшая мыловаренная компания Klar Seifen с командой не более 15 человек. Руководитель компании человек, который работал на руководящих должностях в инженерных направлениях нескольких крупнейших германских компаниях. У нас же в условиях недостатка качественной рабочей силы, предприниматели не могут выстроить свой бизнес и его функционирование также эффективно, как в Германии.
Но не стоит думать, что в Германии для МСБ рай земной. Нет, конечно, там также есть очень сильная, международная конкуренция, но в условиях стабильного платежеспособного спроса, сильного бренда MADE-IN-GERMANY (и HAND-MADE IN-GERMANY в частности), германский МСБ может эффективно функционировать.
На мой взгляд, нам в Казахстане сейчас стоит рассматривать Германский опыт развития МСБ именно как опыт другой страны для понимания своих ошибок. В ближайшем будущем мы вряд ли добьёмся таких уровней развития нашего предпринимательства, т.к. мы на порядок отстаем в эффективности функционирования нашей экономики и ее размерах.
Нам мешают очень непростой клубок системных проблем, а именно:
Но будем надеяться, что это только наши болезни роста.