В этом посте хотелось бы рассмотреть основы такого популярнейшего метода исследований как фокус группа.
Что такое фокус группа. Фокус-группа — качественный метод исследований, который заключается в проведении группового интервью (дискуссии), с целью выяснения мотивов, действий, предпочтений людей в рамках определенной заданной темы. Фокус-группа – это интервью, что предполагает наличие интервьюера (модератора). Основная задача модератора – получить в ходе бесед с людьми ответы на поставленные маркетинговые вопросы.
Метод фокус-групп, или фокусированное интервью впервые был использован социологами Р.Мертоном и Р. Кендаллом (США) в 1944 г, выпустивших учебник «Фокусированное интервью» (который и по сей день остается основным учебным пособием). В США фокус-группы активно применялись в маркетинговых исследованиях уже с середины 50-х годов.
Сегодня вокруг применимости и недостатков фокус-групп в мировом исследовательском сообществе постоянно идут споры. Мы как практики маркетинговых исследований можем сказать, что фокус-группы при правильной подготовке, проведении и анализе данных могут дать очень полезную «глубинную» информацию по многим вопросам и проблемам. Главное знать, когда может быть применим такой метод, и каковы его ограничения. К сожалению, часто клиенты не учитывают эти моменты, и ждут от фокус групп ответов на те вопросы, на которые они ответить не могут в силу своей специфики. Например, наиболее часто встречающейся ошибкой применения данных является распространение выводов на всю генеральную совокупность, т.е. проведя 2-3 фокусированные группы и получив определенные выводы, маркетологи думают что так думает все население. Это только одна из проблем. Подробнее тем правильного применения и недостатков этого метода мы коснемся ближе к концу поста. Сейчас давайте рассмотрим некоторые важные моменты проведения этого метода исследований.
От знаний и умений модератора зависит большая часть успеха исследования. Модератор наиболее ценный элемент исследовательского процесса. От модератора требуется в течение короткого времени установить доверительные отношения с группой незнакомых людей и побудить их поговорить на темы, которые часто могут быть им неинтересны, неприятны, о которых они не задумываются, или зачастую им просто бывает сложно сформулировать свои мысли. Модератору приходится держать под контролем процессы взаимодействия в группе людей (поощрять робких участников, утихомиривать слишком активных, доминирующих), следить за тем, чтобы обсуждение не отклонялось от намеченного направления, замечать «рационализированные», выученные, или социально желаемые ответы и пробиваться сквозь них к подлинным мнениям участников.
Хотя вопросы модератора и ответы респондентов не структурированы, беседа не свободна по содержанию и строится на обсуждении ряда тем, интересующих заказчика.
Гайд на исследование – второй важный момент при проведении исследования этим методом. Гайд формируется еще на этапе подготовки к фокус-группе, и здесь важно добиться плотного взаимодействия между Клиентом и исследователем. Как исследователи, так и Клиенты должны четко понимать основные задачи исследования, это поможет сделать Гайд наиболее эффективным и получить ответы именно на те вопросы, которые интересны заказчику.
Модератор знает истинные цели исследования, которые отражены в плане проведения группы (discussion guide, guidelines). План проведения группы – это примерный набор и последовательность тем, которые следует обсудить с приглашенными людьми, чтобы собрать наиболее полную и адекватную целям исследования информацию.
Вместе с тем модератор не должен строго придерживаться той формулировки и последовательности вопросов, которая отражена в гайде. Опытный модератор должен быть гибким, импровизировать, вносить изменения по ходу проведения дискуссии, в зависимости от того, что и каким языком говорят респонденты. Дело в том, что discussion guide отражает исследовательские нужды и логику модератора, в то время как логика принадлежащих другим социальным слоям и профессиональным общностям респондентов может значительно отличаться от представлений как заказчика, так и модератора.
Также при проведении фокус групп важен момент выбора респондентов. Это опять возвращает нас к этапу подготовки к исследованию, и списку задач. Фокус-группа это всегда обсуждение какой-либо проблемы определенной группой людей (с определенными социально-демографическими характеристиками). Учет этих характеристик позволит соотносить данные исследования с генеральной совокупностью, делать данные пригодными для использования. При проведении фокус-групп у исследователей нет возможности в ходе самого интервью проверять подходит или нет респодент под исследуемую ситуацию (покупает ли такой товар, пользуется ли определенной услугой, имеет определенный стиль жизни и проч.) как в ходе количественных опросов (когда в начале интервью задаются фильтрующие вопросы). Неправильно подобрав аудиторию для группового интервью, исследователи могут получить данные и построить выводы непригодные к применению на практике, или искажающие реальную картину. Поэтому к отбору респондентов также как и к составлению плана интервью надо подходить очень ответственно обеим сторонам проекта.
Фокус-группы, как и индивидуальные глубинные интервью, нацелены на получение «глубинной» информации. «Глубинная» информация понимается как более полное и развернутое обсуждение и объяснение поведения по сравнению с тем, что доступно на уровне обыденного понимания.
Большая часть повседневной жизни протекает на уровне привычек, автоматизмов, давно усвоенных стереотипов, поэтому респондентам приходится прилагать усилия, чтобы отследить свое повседневное поведение, включая покупку продуктов и товаров повседневного спроса. Зачастую получается, что чем проще и ближе респондентам тема дискуссии (маргарин или зубная паста), тем менее вразумительны их ответы. Модератору не следует принимать на веру все утверждения, он должен попытаться проникнуть через слой поверхностных суждений (привык, нравится, доступен по цене и т.д.) к реальным мотивам поведения и тем представлениям, которые обусловили развитие декларируемых привычек и предпочтений.
Достоинства фокус-групп
К сильным сторонам фокус-групп можно отнести следующие их характеристики:
Недостатки метода фокус-групп
Некоторые недостатки присущи фокус-групп самим по себе, тогда как другие связаны с их неправильным использованием.
Фокус-группы мало пригодны для получения информации в следующих случаях:
Серьезную угрозу для корректного использования метода фокус-групп представляют:
Как я писал выше, при создании дизайна исследования необходимо помнить, что все методы маркетинговых исследований имеют как преимущества, так и ограничения. Фривольное отношение с методологией может значительно снизить применимость полученных данных.
Также советую прочитать статью Ольги Кияшко, директору по качественным исследованиям IMCA Advertising & Tracking Study «Фокус-группы – панацея или миф?» Мне статья показалась интересной.
Также хочу сказать что наша компания имеет богатый опыт проведения фокус групп по широкому списку проблем и ситуаций. Для более подробной информации можете перейти на наш сайт.