Я как работник сферы маркетинговых исследований очень часто вижу проблемы и трудности в процессе проведения маркетингового исследования, которых вполне можно было бы избежать, если Клиенты придерживались бы определенных принципов и правил при подготовке к проекту. В целом у меня накопилось определенное интуитивное знание по проблеме, и знание это я попробую выразить через перечень правил для Клиентов, которые значительно улучшат любое маркетинговое исследование, и в итоге сделают приятно как Вам, наши дорогие Клиенты, так и нам. Итак поехали.
ПРАВИЛО №1. ОПРЕДЕЛИТЕСЬ, ЗАЧЕМ ВАМ НУЖНО ЭТО ИССЛЕДОАНИЕ, И НУЖНО ЛИ ВООБЩЕ. Желательно выразить понимание необходимости исследования в конкретных задачах, которые оно призвано решить. Также желательно выделить центральные и вспомогательные задачи. Часто в своей работе приходилось сталкиваться с Клиентами, которые вообще не знают, зачем им исследование, создается впечатление, что проведение исследовательского проекта это какой-то бессознательный импульс. Учитывая то, что проведение исследования — удовольствие не из дешевых, я думаю целесообразно лишний раз сесть и обдумать, что мы действительно хотим от такого проекта.
ПРАВИЛО №2. НЕ ОТКЛАДЫВАЙТЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА НА СЫМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ ВОЗМОЖНЫЙ ПЕРИОД. Старайтесь начать подготовку к исследованию загодя. Ограничение по времени значительно влияет на выбор методологии и на цену проекта.
ПРАВИЛО №3. ПОМНИТЕ ЧТО ОДНОВРЕМЕННО БЫСТРО, КАЧЕСТВЕННО И ДЕШЕВО ПРОВЕСТИ ПРОЕКТ НЕ ПОЛУЧИТСЯ. Всегда приходится выбирать какие-либо 2 характеристики проведения проекта. Т.е. важно выбрать каким параметром Вы готовы пожертвовать, и какие для Вас наиболее важны.
ПРАВИЛО №4. ВЫДЕЛИТЕ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ОТВЕТСТВЕННОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ, РАЗБИРАЮЩЕГОСЯ В ВОПРОСЕ. Постоянные эффективные коммуникации с заказчиком очень помогут сделать исследование действительно полезным для Вас. Этот исполнитель должен постоянно быть на связи особенно в период подготовки к проекту. Все критичные вопросы касательно методологии, сроков, бюджетов и исполнителей должны быть решены ДО начала проекта.
ПРАВИЛО №5. НАМЕТЬТЕ В ПРОЕКТЕ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВАС ТОЧКИ КОНТРОЛЯ. Это значит определить, когда исследователи должны отчитываться за проделанную работу. Обычно это этапы согласования вопросника, списка экспертов и несколько предварительных версий отчетов и т.п.
ПРАВИЛО №5. НЕ СТОИТЬ «ЗАИГРЫВАТЬ» С МЕТОДОЛОГИЕЙ. Исследователи лучше знают возможности и ограничения методик, которые они используют. Поэтому лучше прислушиваться к их рекомендациям по выбору метода, выборок, сроков проведения. Желая объять необъятное, и понять непонятное, некоторые заказчики могут сильно ограничить применимость финальных данных.
ПРАВИЛО №6. НЕ БОЙТЕСЬ ОЗВУЧИВАТЬ БЮДЖЕТ. Мы не на барахолке покупаем новый пуховик, и поверьте, лучше озвучить сумму на которую Вы рассчитываете. Зная это, исследователи могут сказать, что можно сделать в таких рамках и принять решение Вам будет легче.
ПРАВИЛО №6. ДОСТИГНУВ КОНСЕНСУСА ПО ЗАДАЧАМ СРОКАМ И НАЧАВ ПРОЕКТ НЕ НАДО МЕНЯТЬ ЭТИ САМЫЕ ЗАДАЧИ СРОКИ И МЕТОДОЛОГИю. В исследовательский проект вовлечено довольно много людей и проходит много процессов. Архитектура этих процессов, конечно, имеет определенную степень гибкости, но менять крупные блоки нельзя, т.к. это ведет к изменению и сроков, и количества вовлеченных людей и в конечном итоге и бюджетов. НЕобходимо обдумать все заранее.
Пока все. Если этот пост читают мои коллеги исследователи, и захотят добавить какое-нибудь свое правило, прошу писать в комментарии. Я буду рад.
Кстати вот статья в тему выбора маркетингового агентства