Всегда с интересом читаю публикации о рынке маркетинговых исследований в России. Поскольку мы похожи, почти как родственники. Правда, объемы отличаются на порядок. Однако, тренды идут практически параллельно.
Поэтому обрадовался, найдя публикацию о российских коллегах в бизнес-журнале «Компания»: «Задержка в развитии» (24.10.2011)
Не соглашусь с авторами, которые вообще ставят под сомнение существование сегмента исследований как отдельного рынка из-за его «унизительно» малого объема (более 300 млн.долларов!!! сравните — в Казахстане — около 20 млн.долларов) и отсутствия громких событий.
Тем не менее, статья, опираясь на экспертные оценки игроков этого рынка, хорошо обозначает текущие и намечающиеся тенденции. Приведу некоторые цитаты, которые резюмирут эти тенденции:
— «рынок (исследований) есть, но он сильно фрагментирован, слабо развит»
— «грустный момент — это ценовые тендеры. Введенные с целью минимизации нечистоплотности и откатов, они заставляют закупать исследования худшего качества, так как экспертная оценка качества предоставленных предложений, как правило, не учитывается»
— «отличительная черта отечественного сегмента market research — широкое представительство иностранных игроков (до 70% индустрии)»
— «еще одна характерная черта отечественного research — «унизительно маленький«, по оценке Андрея Милехина, объем. «Любой рынок может жить только тогда, когда есть объем, — уверен эксперт. — Пока объема нет, это, скорее, пародия на рынок. Его даже толком никто посчитать не может. Где-то порядка $300-400 млн. По всему, он должен быть сейчас в 5-10 раз больше» (по-моему, это спорное утверждение. Тот же Андрей Милехин в то же время считает, что рынок исследований в России начался в «нулевых», поэтому «мы просто физически не успели вырасти до уровня «старорыночных» стран»)
— «сокращение прибыльности исследовательских компаний»
— «кризис кадров. Специфичной чертой индустрии является сравнительно низкая вертикальная мобильность, когда путь от одной ступеньки карьеры до следующей может занимать 3-5 лет, да к тому же и ступенек этих не так уж много»
— «основу портфеля заказов… составляет коммерческий сектор. Это заказы, связанные с сегментацией, позиционированием, брендингом, удовлетворенностью, лояльностью и ценовыми исследованиями»
— «к тенденциям ближайшего будущего Валерий Федоров относит «рост спроса со стороны отечественных заказчиков, вызванный усилением конкуренции за потребителя»
— «драйверами роста при этом Валерий Федоров, прогнозирующий удвоение ВВП отрасли в ближайшие 5 лет, считает «ориентацию на работу на рынке, а не на госзаказ, выращивание собственных сотрудников-профессионалов, а не скупку «имен» на рынке и работу с российскими компаниями, желающими стать глобальными»
— «достаточно единодушно как о тренде говорят российские ресечеры о том, что исследовательские компании будут все больше включать в комплекс предлагаемых услуг не только все возможности research, но и консалтинг и другие продукты в рамках общего стремления к повышению клиентоориентированности»
В заключение соглашусь с одним из экспертов — Андреем Милехиным, что объем и зрелость рынка — это ответственность и самих игроков: «В период формирования рынка работает обратный закон, когда предложения должны спровоцировать спрос. Мы должны более активно предлагать новые технологии, разъяснять, что дают исследования, формировать профессиональное сообщество, проникать в сферу образования, внедрять новые технологии»