И.С.Березин, Президент Гильдии маркетологов любезно согласился ответить на несколько вопросов для нашего блога:
1) Игорь Станиславович, на Ваш взгляд, есть ли какая-то специфика маркетинговой деятельности в Казахстане в сравнении с Россией? Если есть, то в чем она заключается?
Глобальных различий я не вижу. Конечно, есть определенная специфика, обусловленная структурой населения, его демографическими характеристиками, структурой экономики и т.д. Но такая специфика есть и внутри России, и внутри Казахстана. И даже внутри Германии — между различными землями: в Баварии своя специфика, в Северном Рейне — своя.
Мне кажется, что в Казахстане сейчас экономическая жизнь и потребление в еще большей степени, чем в России концентрируется в крупнейших городах страны.
2) Каковы могут быть практические последствия для специалистов и компаний маркетинговой отрасли (маркетологи, исследователи, рекламщики) от создания Таможенного Союза?
Еще более тесная интеграция, стирание и так достаточно символических границ. И сегодня наиболее продвинутые маркетологи, работающие допустим в Оренбурге или Челябинске рассматривают в качестве потенциальных рынков сбыта для своей продукци не только Южный Урал, но и Северный Казахстан. И наоборот. А с выходом ТС на «штатный режим работы» эти тенденции только усилятся.
3) Ваши 3 практические совета для директора по маркетингу?
— Дружите с цифрами и финансовым директором 🙂
— Рассматривайте несколько сценариев развития событий на ближайшие 12-18 месяцев
— Четко определите зону своей ответственности и отвечайте за нее.
4) На Ваш взгляд, 3 лучшие книги для директора по маркетингу?
— «Как увеличить продажи» Андрей Рукавишников
— «Вторая космическая» Джеффри Мур
— «Планирование продаж с точностью до 90%» Игорь Качалов
Игорь Станиславович, большое спасибо!