Небольшой пост о разнице между размером (market size) и ёмкостью рынка (market capacity). Почему то часто эти понятия путают. В посте попробуем разобраться:
Емкость рынка – это максимальный объем продаж, который может быть достигнут в течение определенного периода. Емкость рынка представляет собой абстрактную, теоретическую величину необходимую компании для представления о возможностях и мере насыщения рынка. На большинстве рынков точно определить ёмкость не представляется возможным, т.к. само понятие потенциальной продажи зависит от большого количества факторов, учесть которые при расчете емкости рынка крайне сложно.
Универсальных методов расчета ёмкости рынка не существует, каждый рынок уникален в потребительском поведении своих покупателей. В обобщенном виде методика расчета емкости рынка сводиться к попытке:
Часто для определения ёмкости рынка приходится использовать метод количественных опросов, т.к. данных по потребительскому поведению (привычках, объемах и частоте покупки) просто нет. Но для определения ёмкости также можно использовать и кабинетные маркетинговые исследования. Обычно к кабинетным исследованиям при определении ёмкости рынка прибегают в случае ограниченных бюджетов и сроков. При таком методе можно рассчитать ёмкость рынка достаточно быстро, но нужно быть готовым и к более высокой ошибке.
В отличие от емкости, размер рынка (объем рынка) исключительно практичный показатель и отражает реальные продажи товаров или услуг (в денежном или натуральном выражении) на определенной территории за определенный период. Показатель используется для понимания положения компании на рынке, для понимания динамики рынка, для анализа уровня конкуренции и много чего прочего.
Методик расчета размера рынка множество. Приведу чаще встречающуюся классификацию методов:
На основе структурных характеристик
Наиболее часто встречающейся (из-за своей доступности) методикой определения объема рынка является методика на основе структурных характеристик. При таком подсчете учитываются данные официальной статистики о производстве, импорте, экспорте исследуемого товара с учетом остатков на начало и конец исследуемого периода. Этот метод удобен при расчете размера рынка страны или крупного региона. Также необходимо помнить об искажениях в данных официальной статистики («серый» импорт, контрафактная продукции и проч.).
По объемам производства
В случаях, когда рынок формируется небольшим количеством локальных производителей, и он достаточно прозрачен, можно применять метод оценки размера рынка по объемам производства. Например, таким методом легко рассчитать объем рынка жилищного строительства в Казахстане.
По объемам потребления
При расчете этим методом необходимо учитывать потребительское поведение, понимать частоту покупок, объемы покупок и характеристики покупателей (для их дальнейшей сегментации). Обычно для расчета размера рынка этим методом проводятся количественные исследования в виде телефонных или личных опросов. Также для понимания потребительского поведения можно привлекать экспертов. Метод расчета по объемам потребления обычно используется на FMCG рынках.
По объемам продаж
Используя этот метод, мы учитываем объемы продаж всех крупных игроков рынка. К этой методике относятся исследования Retail Audit (Аудит розничной торговли), опрос торговых компаний или экспертный опрос крупных дистрибьюторов. Например для того чтобы рассчитать объем рынка новых легковых автомобилей в Алматы, необходимо узнать объемы продаж всех автосалонов города. Суммировав их мы будем близки к размеру этого рынка.
Косвенные методы
Важные моменты при расчете ёмкости и размера рынка: