Для консультантов Казахстана 1 февраля в этом году состоялось крупное событие, посвященное памяти Габриэля Аль-Салема — международная конференция «Консалтинг без границ».
Мы (Л.Я.Гуревич, А.Идрисов, Т.Ергалиев и я) подготовили презентацию о рынке казахстанского консалтинга, с которой выступил Л.Я.Гуревич (здесь можно скачать презентацию)
В этом же посте я выкладываю свои тезисы, которые готовил для этой презентации. В частности, я сделал для себя вывод, что всех консультантов в мире ругают за одно и то же 🙂
Казахстанская консалтинговая индустрия в соотнесении с мировой индустрией: общее и различия.
1) Кроме мировой индустрии наш консалтинговый рынок стоит сравнивать и с российским, как с близким по происхождению.
2) Объем мирового рынка исследований равен примерно 30 млрд.долларов, российского – примерно 300 млн.долларов, казахстанского – примерно 15-20 млн.долларов (в этих масштабах можно допустить и 30 млн.) Тогда соотношение объемов соответственно как 1000:10:1. В целом объем консалтинговой индустрии в 2011 оценивается примерно в 350-360 млрд.долларов, объем российского консалтинга – примерная оценка 3-5 млрд.долларов. То есть соотношение 1000:10 сохраняется. Тогда по этому соотношению можно оценить объем казахстанского консалтингового рынка – 300-500 млн.долларов. Речь не о точности оценок, а о соотношении.
3) Некоторые российские эксперты считают, что российский объем рынка недостаточен для эффективного и динамичного развития профессионального консалтинга. Не хватает клиентов, конкуренции, разнообразия запросов и вызовов, специального образования, денег. Тем более, это можно сказать и о Казахстане. Наша консалтинговая индустрия ограничена объемом. По оборотам и качеству клиентов очевидно доминируют глобальные консалтинговые компании.
4) Большую роль играет и тот факт, что мировой консалтинг зародился в начале ХХ века. В России и Казахстане консалтинговые компании и эксперты стали появляться в 90-х годах.
5) Мировая консалтинговая индустрия, зародившись в первой-второй декадах ХХ века, стала формироваться как индустрия в 30х годах, переживала свой «золотой век» и бурный рост в 70-90х годах. В начале нулевых был спад. Затем – период 2004-2008 был временем роста. Сейчас идет период кризиса, для консалтинга это время поиска путей стабилизации бизнеса, возможностей роста при сильном давлении со стороны клиентов по сокращению издержек на консалтинг.
6) Для России и Казахстана период 90х годов был временем зарождения профессионального консалтинга, до 2008 года был период относительно интенсивного роста, приращения опыта. Сейчас, как и во всем мире, наша консалтинговая индустрия находится в стадии «плато», либо роста в «одну цифру» (3-5-7%)
7) Для западного консалтинга характерна четкая сегментация компаний, и более узкая специализация. На нашем рынке еще нет четкого понимания, что из себя представляют игроки. Часто компании и отдельные консультанты имеют широкую специализацию. Возможно, в наших условиях для клиентов это скорее хорошо, чем плохо.
8) На западе уже достаточно широко распространен «социальный» консалтинг, так же там набирает популярность «экологический» консалтинг.
9) Демпинг, наверное, есть везде. Но для нашего консалтингового рынка это явление более характерно.
10) Несмотря на все различия, наверное, для всех консалтинговых рынков характерны цикличность, сильная зависимость от экономической ситуации.
11) Исходя из состояния мировой экономики, видимо, для всех консалтинговых индустрий могут быть характерны следующие тренды: (а) рост доли заказов от госсектора, (б) спрос на консалтинг направленный на снижение расходов, реструктуризацию долгов, оптимизация налоговых и социальных выплат, (в) спрос на консалтинг по экспансии бизнеса на растущие рынки.
12) Причем во всем мире, независимо от страны, достаточно много критикуют консультантов со стороны клиентов, бизнес-школ, бизнес-журналистов и др. Что критикуют чаще всего?
— много пустых обещаний, отсутствие или недостаток заявленного опыта, квалификации
— часто работа консультантов заканчивается предоставлением только отчета, без внедрения
— речь и отчеты консультантов переполнены так называемыми buzzwords – «заумными» словами, прикрывающими тривиальность выводов и рекомендаций
— консультанты часто не исходят из реальных проблем клиента, а предлагают заранее заготовленные рецепты, либо пропагандируют модные модели менеджмента (6 сигма, кайзен и тд)
— консультанты часто разрабатывают рекомендации и планы, которые оторваны от бизнес-реальности, и которые невозможно реализовать
— после сдачи отчета связь с консультантами прерывается, и они не интересуются и не участвуют в реализации разработанных рекомендации и планов
— цена на услуги консалтинговой компании растет быстрее, чем ее профессиональный уровень
— при осуществлении проекта свои интересы консультанты часто ставят выше интереса клиента
— молодые и малоопытные сотрудники консалтинговых компаний часто выполняют работу по расценкам старших специалистов-консультантов
— консультанты часто предлагают результаты и рекомендации, которые итак были очевидны
— большие консалтинговые компании не чутки к запросам и потребностям своих клиентов
— консалтинговые компании редко предлагают инновации
— консалтинговые компании отличаются непрозрачностью и «секретностью», скрытностью