Автор: Турарова Лейла
КазНУ, Специальность философия, 4 курс
Реклама — один из самых распространенных видов информации с которым мы сталкиваемся в жизни. Реклама – это тип коммуникации, предназначенный для убеждения (то есть он оказывает, то или иное воздействие на слушатели или зрителя). Этот эффект может влиять на поведение (вы покупаете рекламируемый товар), установки (вам нравится такая продукция), или окажет когнитивное воздействие (вы узнаете о свойствах данного товара). Рекламироваться может не только какой-то отдельный бренд, но и услуги, например банковские или услуги интернет — провайдеров.
Текущее состояние рынка рекламы в Казахстане довольно позитивно. В частности, сегодня Казахстан – занимает третье место по объемам рекламы среди стран СНГ. Республика уступает только России и Украине. Если взять 10-летний период с 1997 по 2007-й годы, рекламный рынок страны вырос более чем в 33 раза — с $25 до $828 млн.
На первом месте по объему (в денежном выражении) оказалась телевизионная реклама, на втором – реклама в печатных изданиях и на третьем – наружная. Рынок интернет рекламы в Казахстане не так активен, как другие источники.
По исследованию, компании TNS Central Asia, суммарный объем затрат на рекламу по всем медианосителям в 2009г падает на 23,3 % по сравнению с 2008 годом, а в 2011 году происходит резкий подъем на 16% больше показателя 2010 года. Подобный подъем указывает на то, что рынок рекламы также оживает после небольшого кризисного падения и в 2012 г. также прогнозируется рост.
Любой тип рекламы в СМИ – печатный, телевизионный или радиореклама – использует разнообразные психологические приемы, чтобы привлечь внимание потенциального потребителя. Общепринятой моделью восприятия рекламы принято считать AIDMA model, подразумевающую следующую цепочку “Внимание-Интерес-Желание-Мотив-Действие”.
Информационный метод. Реклама дает информацию о продукте или товаре, пытается повлиять на убеждения. Такая реклама объясняет, для чего предназначен товар, и описывает его свойства. Чаще всего используется метод обращения или совета — сберечь деньги или получить более качественную услугу или товар, тем самым мотивируя на определенные действия.
Эмоциональный метод. Влияние на эмоции — зачастую самый лучший способ повлиять на поведение. Многие рекламные постеры обращены к нашей любви к друзьям, семье, хорошим временам и чувствам, с которыми они связаны. Реклама обращается к нам и просит: доказать им свою любовь приобретая близким какой-нибудь товар. Когда реклама ассоциируется с развлечениями и забавами — это тоже эмоциональный метод.
Одним из эффективных методов воздействия рекламы является «самоактуализация». Самоактуализация побуждает развить в человеке личностный потенциал ощущение собственной уникальности или уникальность новой вещи.
Патриотический метод. Любовь к родине, патриотизм, призыв к национальной гордости такие обращения часто попадаются в рекламу в период проведения Олимпийских игр.
Метод побуждения страха. Реклама воссоздает в воображении зрителей угрозу или страх перед тем, что может случиться с человеком, если он не купит данный товар. К примеру, когда ребенок в опасной ситуации пытается дозвониться к родителям и ему это не удается, так как у него не было в телефоне «системы ожидания звонка».
Юмористический метод. Юмор довольно эффективен в рекламе. Шутка, привлекает, внимание усиливает мотивацию потребителя и внушает положительные чувства к рекламируемому товару или услуге.
Форма рекомендации. В рекомендательной форме представлен легко узнаваемый человек скажем, известный комик или спортсмен, который предлагает воспользоваться той или иной услугой. Человеческая натура склонна доверять престижной и всеми уважаемой личности, чем больше положительных эмоции и ассоциации, связанных с фигурой этого человека, тем больше переносятся сами эти чувства на рекламируемый товар.