Мы начинаем публикацию новостей, аналитических обзоров, касающихся казахстанского рынка розничной торговли.
Сегодня представляем вашему вниманию новость о новом открытии «Арзана» и аналитический пост, подготовленный нашим партнером Талгатом Ергалиевым.
Возвращение Арзана
Вновь открылся магазин Арзан на Райымбека, уг. Яссауи. 18-19 августа там прошла акция Береке берсiн. В 6 часов вечера воскресенья во все 30 касс стояла очередь. Но является ли этот решительный камбэк знаковым событием?
Проект Арзан замышлялся как сеть «оптомаркетов» с низкими ценами. Последние достигались за счет прямого контакта с производителями, минуя посредников. Предполагалось развитие формата cash&carry – торговой площадки как для розничных покупателей, так и для МСБ (магазины у дома, кафе). Более того, Арзан в идеале должен был стать этаким хабом между производителями (поставки без посредников) и небольшими магазинами (оптовые клиенты). Однако в 2009 году у сети, как и у ряда других игроков, возникли проблемы со своевременной и полной оплатой поставщикам, что привело к закрытию нескольких магазинов, в том числе, на Райымбека.
Популярный формат
За период выбытия Арзана на рынке продовольственного ритейла произошли большие изменения. Исчезли такие сети, как ГРОС, SM-Market, 7’Я, Вестер. Достиг своей гегемонии Рамстор, «присев» в каждом втором торгово-развлекательном центре и начав развитие нового формата Рамстор Гипер. На рынок пришел первый транснациональный игрок – немецкий METRO, четвертый ритейлер в мире. И, наконец, в Алматы и Караганде «приз зрительских симпатий» завоевал Magnum.
Есть видимая тенденция «магнумизации» ритейла. Открывшийся в этом году A-Store, а это крупнейший в стране гипермаркет с торговой площадью в 14 тыс. кв м, по сути – увеличенный Magnum. Арзан тоже сильно напоминает своего конкурента. Может быть, после многих лет проб и ошибок найден универсальный формат – как бы cash&carry?
Более классический вариант cash&carry представлен METRO. Во многих странах METRO cash&carry работает преимущественно с МСБ, имеет собственные private labels и на 90% наполняет свой ассортимент за счет местной продукции. Но в Казахстане, по свидетельству экспертов, METRO работает лишь в качестве гипермаркета как для бизнеса, так и для конечных покупателей (Retailing in Kazakhstan, Euromonitor International, April 2012). Отчасти, это объясняется нехваткой отечественных производителей, часть которых могла бы работать с сетями по private labels, отчасти – все еще значительной ролью оптовых рынков, где наш МСБ и закупается.
Арзан, вернувшись в джунгли ритейла, изменил свой формат, вернее, свое представление о нем. Не оптомаркет, не cash&carry, а, скорее, гипермаркет с относительно низкими ценами, типа Магнума. Итого в Алматы уже пять «типа Магнумов», два из которых – это A-Store и Арзат.
Чем это хорошо для потребителей?
Меняется потребительское поведение. «Выходные-машина-базар» заменяется на «выходные-машина-Магнум (Арзан, A-Store)» и даже «ночь-машина-Магнум».
Как это может сказаться на конкурентах?
Все стараются снизить цены: более экономичный формат Рамстор Гипер, проходящие сейчас акции по широкому ассортименту товаров в Реалисте и Bravo. Высокие цены могут себе позволить разве что почти культовые Юбилейный со Столичным, но и то, пока рядом не завелись полуоптовые Hit и Small.
Три точки на одной прямой
Появление Арзана усиливает конкуренцию за жителей микрорайонов Аксай. Для них в пределах 5-10-минутной досягаемости (на машине, без пробок) – Hit, Green, Magnum, Парад (в ТРЦ Прайм Плаза), METRO, чуть дальше – Рамстор (в ТРЦ Спутник), Bravo (в ТРЦ ЛюМир), Рамстор Гипер (в ТРЦ Aport). Впору давать отдельные дисконтные карты по аксаевской прописке. Теперь еще появился Арзан, который к тому же почти монопольно будет обслуживать жителей Ahsel Kent и посетителей Car City.
Для большинства же горожан из других районов вычерчивается следующая геометрия. Как три точки на одной прямой на Райымбека находятся Арзан, Aport и Алтын-Орда – пункты назначения с разными целями. Но и здесь расположение Арзана, пожалуй, самое выгодное – на входе.
Итак, возвращение Арзана – это укрепление формата «типа Магнум», еще больший выбор для покупателей в районе мкр Аксай, создание конкуренции Рамстору в ТРЦ Aport и даже Алтын-Орде. Ну и хороший кейс, как бизнес, начав работать в ритейле в одной роли и не добившись успеха, переходит в другой формат, отталкиваясь уже не от собственных амбиций, а от существующего на рынке бенчмарка.
Талгат Ергалиев