Экономика Казахстана уже более двух лет функционирует в условиях Таможенного союза. Вокруг этого очень важного для всех стран участников объединения постоянно возникают споры о выгоде и прибылях для различных стран. К сожалению, хорошие аналитичные материалы подкрепленные статистикой встречаются редко. Отчасти этот пост появился именно из-за того, что я не мог найти достаточно количественных данных по результатам деятельности таможенного союза, отчасти как желание высказать свое мнение о экономической интеграции с Россией и Белоруссией.
В этом посте попробуем ответить на такие вопросы:
Одной из основных задач создания таможенного союза являлось желание увеличить товарооборот и экспорт казахстанских товаров в страны ТС. Рассмотрим данные Таможенного комитета Казахстана по объемам внешней торговли Казахстана и торговли в рамках ТС.
Из графика видно, что наибольший спад внешней торговли пришелся на 2009 г., год наибольшей рецессии после экономического кризиса. Начиная с 2010 года, наблюдается постоянный рост международного товарооборота как по странам ТС, так и по другим странам мира.
Доля импорта товаров в Казахстан в общем товарообороте со странами ТС составляет около 70%. По большому счету, мы значительно больше «отдаем» экономикам России и Белоруссии чем «выручаем» от реализации наших товаров в этих странах. При этом в союзе основным партнером, конечно же, является РФ. Российская федерация занимает около 97% в товарообороте Казахстана со странами ТС; Белоруссия соответственно лишь 3%.
Если рассмотреть структуру всей внешней торговли Казахстана (со всеми странами), то влияние ТС становиться заметно особенно сильно. Так в общем экспорте из Казахстана доля экспорта в страны ТС с 2008 года имеет тенденцию к снижению (например в 2007 г. экспорт в Россию и Беларусь занимал около 10% от суммарного экспорта из Казахстана, а в 2011 г. уже лишь 8,7%). Это указывает на то, что с началом функционирования ТС наша торговая политика по отношению к России и Белоруссии не претерпела кардинальных изменений: как мы вывозили туда около 9% своего экспорта до создания ТС, так и вывозим после. Рост объемов экспорта из Казахстана в страны таможенного союза лишь частично объясняется причинами создания ТС, основными же причинами, на мой взгляд, являются те же механизмы, что обеспечивали и рост всего казахстанского экспорта (оживление мировой экономики, благоприятная конъюнктура на сырьевых рынках).
Совсем другая ситуация складывается с импортом товаров из России и Белоруссии в Казахстан. Сразу после создания ТС импорт в Казахстан из России стал резко увеличиваться. Так если в 2007 г. импорт из России составлял около 36,7% от всего импорта в Казахстан, то в 2011 г. стал практически 46%. Т.е. импорт Казахстана стал еще больше обеспечиваться товарами из России.
Вывод: При явном росте товарооборота в рамках таможенного союза, его создание не сильно изменило позицию России и Белоруссии в экспортной структуре Казахстана, но достаточно сильно повлияло на структуру импорта в Казахстан. Казахстанский импорт еще больше стал обеспечиваться товарами из России.
Товарная структура экспорта из Казахстана изменилась, но не кардинально. Лидирующее положение по-прежнему принадлежит минеральным продуктам (т.е. сырьевым продуктам: прежде всего нефтепродуктам, рудам и концентратам). Также популярны в России и Белоруссии казахстанская продукция химической и металлургической отрасли. Также следует отметить рост доли в экспорте такой группы, как вычислительная техника. Правда если честно меня смущает эта статья, т.к. в Казахстане достаточно сильно развитых промышленных производств вычислительной техники до сих пор не наблюдалось. Т.е. по большому счету, в экспорте из Казахстана в ТС принципиальных изменений не наблюдается.
В структуре импорта в Казахстан также существенных изменений нет.
По-прежнему в импорте из России лидируют минеральные продукты (нефть и нефтепродукты, руды и концентраты, кокс и др.) – 26%.
На втором месте находится крупная группа – металлургическая продукция (металлопрокат, трубы, прутки и многое другое). Эта группа аккумулировала в 2012 г. около 15%. 13% импорта занимает группа машин и оборудования. Четвертое место принадлежит группе «Транспортные средства» — 10%. И 8% приходится на готовые пищевые продукты.
Вывод из графиков выше можно сделать такой: Вывозится и завозится в Казахстан из стран ТС приблизительно те же товары и в той же пропорции, что и до создания таможенного союза.
Также необходимо отметить, что в экспортных операциях Казахстана, прежде всего, фигурируют сырьевые и промышленные товары, т.е. выгоду от создания ТС и упрощения движения товаров будут получать, прежде всего, крупные казахстанские промышленные производители (в сферах нефть и газ, металлургия, горнодобыча, химическая промышленность). К сожалению о изменении структуры Казахстанского экспорта в сторону потребительских товаров пока говорить не приходиться.
Еще одной из задач было ограничение импорта товаров из Китая, но согласно данным Таможенного комитета товарооборот с Китаем лишь немного замедлил свой рост в 2010 г. но в 2011 г. уже перегнал свой докризисный максимум.
Структура импорта товаров из Китая до и после создания таможенного союза также практически не изменилась. Китай по-прежнему активен в импорте различных машин и оборудования, не драгоценных металлов и изделий из них (металлопрокат, трубы, прутки и проч.), транспортных средств, пластмасс, пластмассовых изделий, текстильных товаров, обуви и много чего прочего.
Вывод: создание ТС существенно не повлияло на внешнеторговую активность Китая по отношению к РК.
Это была статистика, а статистика — вещь упрямая.
Далее хотелось бы рассмотреть основные плюсы и минусы создания таможенного союза для Казахстана, и наконец-то понять, во благо Казахстану таможенный союз или во вред.
Плюсы:
Минусы
На мой взгляд в стратегическом аспекте подобная интеграция будет очень полезна, и является закономерным продолжением и без того тесного сотрудничества с Россией. Было бы глупо отбрасывать тот факт, что мы на протяжении всех лет независимости активно работаем с Россией, которая является одним из основных партнеров Казахстана, не только в торговле, но и во многих других сферах. Россия намного ближе к Казахстану, чем например другой сильнейший игрок в регионе — Китай. И вполне закономерно, что идея такого союза возникла с Россией, а не с Китаем.
В макроэкономическом плане ТС также несет больше плюсов чем, минусов, т.к. у нас появляется более упрощенный вариант транзита и продажи наших основных товаров (нефть, сырье, зерно и проч.) основным потребителям (ЕС, Россия).
После переходного периода, когда оформятся правила ведения бизнеса в новых условиях, значительно увеличится инвестиционная привлекательность создания новых совместных производств. Казахстан более привлекателен по условиям создания и ведения бизнеса, поэтому следует ожидать, что наша страна будет являться более привлекательной для иностранных инвесторов. Явный пример недавний визит в Казахстан и достигнутые договоренности с представителями из Вьетнама.
Но существуют и проблемы и минусы интеграции. О них нельзя забывать, их нужно признавать, с ними нужно работать. Многие негативные моменты, связанные с деятельностью ТС возникают из-за ломки старых механизмов работы и недоработанностью, а часто и отсутствием новых механизмов. Такие проблемы свойственны любому переходному периоду. На мой взгляд, подобный период может продлиться еще 3-5 лет, прежде чем, создастся относительно работоспособный набор документов, принципов и стандартов позволяющий эффективно решать поставленные перед союзом задачи.
Другой важный минус – угроза снижения конкурентоспособности казахстанских товаров по отношению в белорусским и российским. Подобный рост конкурентной борьбы можно рассмотреть с двух противоположных аспектов. Согласен, что на некоторых рынках казахстанским предпринимателям станет сложнее работать, но с другой стороны, рост конкуренции заставит улучшать свои бизнес процессы казахстанским предпринимателям. Как показывает история экономики, конкуренция несет больше плюсов, чем минусов и является движущей силой прогресса. Прежде всего, от конкуренции выигрывают потребители.
Также следует учитывать, что казахстанский рынок не настолько емок, чтобы российские товаропроизводители ринулись на него стройными рядами. Мы интересны российским партнерам, прежде всего, как потребители промышленных товаров (машины, оборудование, расходные материалы для горнодобывающей, нефтегазовой, сельского хозяйства и других отраслей) и как крупный поставщик сырья. Это видно и по структуре импорта и экспорта с Россией и Белоруссией.
Рост цен еще один минус, активно обсуждаемый в прессе. В его основе лежат две основные тенденции: рост цен на товары из третьих стран из-за повышения таможенных тарифов; вторая тенденция — спекуляция на более низких ценах в Казахстане по сравнению с Россией. Касательно первой тенденции в среднем величина тарифа для республики увеличилась на 4.4%. Это не критичное увеличение таможенного тарифа и нельзя говорить о масштабном увеличении внутренних цен из-за этого.
Если рассмотреть вторую тенденцию роста цен со стороны казахстанских производителей, то она наоборот несет для них позитивный характер. Некоторые наши товары дешевле российских, а значит, у наших производителей имеется реальное конкурентное преимущество перед российскими или белорусскими. Здесь опять-таки видно, что таможенный союз дает преимущества для местных производителей, когда российские покупатели могут приобретать большую часть их продукции. Я думаю никто не будет спорить, что для продавцов подобное расширение возможностей сбыта очень выгодно. С другой стороны страдают от этого местные потребители, т.к. закон спроса и предложения выравнивает наши цены с российскими.
Поэтому нельзя говорить, что подобное выравнивание абсолютное зло для Казахстана, производители выигрывают, потребители страдают. В целом высказывания общественности по этому вопросу выглядит нелогично, с одной стороны пекутся о проблемах наших производителей, о том, что они страдают от создания ТС, но как только некоторые местные игроки согласно закону спроса и предложения выравнивают (в данном случае повышают) свои цены, выходят к новым российским покупателям, и тем самым выигрывают, все начинают ругаться и негодовать о подобной ситуации. Нужно быть до конца честными, если мы хотим поддерживать своих производителей, значит нужно создавать для них условия, когда они могут получать достаточную для развития прибыль, а это значит быть готовым покупать менее качественный казахстанский товар, по более высоким ценам и давать им возможность зарабатывать на продаже товаров в Россию (и тем самым снижать внутреннее предложение товаров, что вызывает рост внутренних цен).
В целом, я смотрю на интеграционные процессы с Россией позитивно. Наши экономики и так, достаточно сильно переплетены, интеграция является вполне закономерной. В макроэкономическом плане Казахстан больше получает, чем проигрывает. Прежде всего, выигрывают крупные промышленные предприятия Казахстана (Нефть и газ, горнодобыча, металлургия, химическая промышленность и проч.). Основные минусы и проблемы из-за создания ТС вытекают из-за: недоработки или отсутствия новых механизмов, сейчас идет переходный период; из-за недостаточной конкурентоспособности некоторых наших товаров и проблем в регулировании цен. НА мой взгляд нужно признавать эти проблем, работать с ними и постепенно прийти к эффективным механизмам функционирования союза.