Андрей Пуртов, инициатор и двигатель международной практической конференции по маркетингу HiBrand, одного из самых известных проектов маркетинговой индустрии в России и СНГ в последние годы, ответил на несколько вопросов для нашего блога. Это третье интервью в серии бесед с известными и профессиональными маркетологами (ранее на наши вопросы отвечали Игорь Березин и Игорь Качалов). Кстати, 8-9 ноября конференция HiBrand впервые пройдет в Алматы.
1) Андрей, на Ваш взгляд, есть ли какая-то специфика маркетинговой деятельности в Казахстане в сравнении с Россией? Если есть, то в чем она заключается?
На мой взгляд, основная специфика Казахстана по сравнению с Россией заключается в том, что в Казахстане, ввиду небольшого рынка и существенной географической изоляции, производится не так много продукции. В основном, идет импорт и перепродажа. Это делает маркетинг очень однобоким, так как процесс создания продукта во многих компаниях отсутствует и маркетинг сведен к продвижению (рекламе, PR, стимулированию сбыта и тд). Компаниям из Казахстана стоит ориентироваться на весь рынок СНГ и страны Центральной Азии, но для того, чтобы преуспеть на них, нужно сформировать имидж страны зарубежом. Сейчас казахстанские товары, даже будь они очень качественными, продавались бы неважно именно ввиду общего незнания вашей страны, а значит и недоверия к ее товарам и услугам. Вы не можете позволить себе роскошь работать только на своем рынке! Нужно обязательно делать товары и услуги, рынком сбыта для которых будет весь мир. Возможно, именно на некоторые виды услуг Казахстану и стоило бы сделать основную ставку.
2) Каковы могут быть практические последствия для специалистов и компаний маркетинговой отрасли (маркетологи, исследователи, рекламщики) от создания Таможенного Союза?
Сам по себе Таможенный Союз не окажет никакого влияния на маркетинговую отрасль, но его создание может (и должно!) подтолкнуть ряд казахстанских компаний к мысли о выходе на новые рынки и запуску новых товаров и услуг. В этом случае работы у рекламистов и маркетологов явно станет больше.
3) Ваши 3 практические совета для директора по маркетингу?
— Разработка новых товаров и услуг должна стать приоритетным направлением деятельности и получить соответствующий бюджет.
— Нужно лично контролировать продажи по всей системе сбыта 1-2 раза в неделю, так как эффект от рекламы действует не более 2-3 дней.
— Всю не ключевую работу нужно отдавать на аутсорсинг или делегировать внутри компании, чтобы иметь время для новых идей и принятия решений.
— В идеале в отделе маркетинга должны остаться только те люди, которые хотят «порвать рынок» и верят, что они смогут это сделать. С остальными нужно безжалостно расстаться, невзирая на их опыт, знания и прошлые заслуги. На их место нужно взять новых будущих звезд маркетинга и продаж, поиск которых должен идти постоянно.
4) На Ваш взгляд, 3 лучшие книги для директора по маркетингу?
Нирмалийя Кумар, «Маркетинг как стратегия»
Роджер Бест, «Маркетинг от потребителя»
Нереш Малхотра «Маркетинговые исследования»
5) Андрей, Ваш проект HiBrand один из наиболее известных в маркетинговой индустрии в России, в СНГ. Вы вкладываете в него много своей энергии, таланта, души. Что Вас вдохновляет?
Спасибо за столь высокую оценку моей деятельности. Я считаю, что каждый должен делать только то, что удовлетворяет 3-м критериям: 1) вы занимались бы этим даже бесплатно, так как вам эта деятельность очень нравится; 2) вы можете зарабатывать на этом деньги и нашли подходящую бизнес-модель (или находитесь в ее поиске и верите в успех; 3) вы можете стать в данной области лучшим в мире. Эти три простых критерия составляют «концепцию трех пересекающихся кругов», описанную в книге Джима Коллинза «От хорошего к великому». Примерно с 2004-го года я стараюсь действовать по этим правилам. Меня вдохновляет сама работа. Я люблю вызовы и готов на них отвечать. На других я не смотрю и кумиров у меня нет, хотя есть люди, которыми я восхищаюсь. В первую очередь это Марвин Бауэр (основатель McKinsey&Company), Вальтер Ландор (основатель Landor Associates) и Акио Морита (со-основатель Sony). К сожалению, их уже нет в живых и мне не довелось лично общаться с ними. Из современных гуру мне импонирует Wally Olins (со-основатель Wolff Olins), Tony Spaeth (Identityworks.com) и Жерар Карон (Admirabledesign.fr) — с ними я хорошо знаком и общаюсь. Из русскоязычных экспертов я больше всего уважаю Сергея Хромова-Борисова, Михаила Дымшица, Дмитрия Балаболина, Игоря Манна, Игоря Качалова и Андрея Длигача — со всеми ними я дружу, учусь у них и восхищаюсь их талантам. А еще меня очень вдохновляет моя семья — жена Ольга и сыновья Алан (4 года) и Мартин (6 месяцев). Чтобы иметь возможность возить их на Сейшелы, я должен очень много работать :о)
6) 8-9 ноября впервые HiBrand пройдет в Алматы. Что это даст казахстанским маркетологам?
Самое главное: они научатся принимать решения: при разработке продукта, маркетинговом анализе, планировании коммуникаций, улучшении веб-сайта, разработке маркетинговой стратегии, коммуникациях в социальных медиа, планированию ассортимента и многих других областях. Кроме того, казахстанские маркетологи смогут лично познакомиться со всеми экспертами, благодаря которым HiBrand с 2007-го года считается многими лучшей конференцией по маркетингу и брендингу в России и странах СНГ. 10-го ноября, после окончания конференции HiBrand Asia 2012, я выложу на страницу facebook.com/hibrand отзывы делегатов конференции в Алматы, а пока вы можете найти там программу конференции и видеообращения спикеров. И, разумеется, еще не поздно отправить заявку на участие в HiBrand Asia 2012 через сайт www.hibrand.kz! Спасибо за интересные вопросы и до встречи на HiBrand!
Большое спасибо, Андрей, за интервью! Удачи в Алматы!