Наш партнер по проекту RetailMetrics, аналитик Талгат Ергалиев, продолжает публикацию аналитических постов, посвященных рынку розничной торговли в Казахстане. Сегодня тема связана с вопросом экспорта гречки:
Всем памятен резкий рост цены на гречку в конце 2010-го – начале 2011-го. Как и любое массовое конъюнктурное явление, этот рост сопровождался слухами и непроверенными версиями. А как он объясняется с точки зрения официальной статистики по внешней торговле?
Гречка у нас сидит в коде 1008 «Гречиха, просо и семена канареечника» (код Товарной номенклатуры Внешнеэкономической деятельности СНГ или ТН ВЭД СНГ, в международной классификации – Harmonized System или HS).
В 2010 году мировой экспорт по коду 1008 вырос на 17% (в стоимостном выражении), импорт – на 15%. Основным торговым партнером по этому коду для Казахстана является Россия. Российский экспорт в 2010 году увеличился на 35% (до $2160 млн), а импорт – всего на 7% (до $356 млн). Таким образом, Россия – нетто-экспортер, восстанавливающий свои позиции после снижения экспорта в 2008-2009 гг.
В структуре российского экспорта по коду 1008 в 2010 году произошли следующие изменения:
Какие можно строить версии?
Во-первых, на рост цены повлияло сокращение российского импорта в 2010 году. При этом Россия в том же году существенно увеличила экспорт в другие страны, в основном со схожим потреблением продуктов питания (Азербайджан, Армения, Литва).
Во-вторых, в 2010 году уменьшилось внутреннее производство – валовой сбор гречихи составил 27 млн т против 62 млн т годом ранее.
В-третьих, имеет право на жизнь и конспирологическая версия – спекулятивные действия оптовиков и импортеров.
Но, скорее всего, одновременно сыграли все три фактора. Расследование будет продолжено.