Ритейл: международные тренды в 2000-х
Талгат Ергалиев подготовил новый пост для проекта RetailMetrics о международных трендах в ритейле:
Тенденции начала 2000-х для ритейлеров (по данным «Центра Исследований РАМ»):
Экспансия на новые международные рынки, главным образом, в Центральную и Восточную Европу, Азию, Латинскую и Северную Америку.
Предпочтения по форматам магазинов. Если на протяжении 1990-х предпочтения отдавались открытию магазинов крупных форматов, расположенных на окраинах города и предоставлявших широкий спектр товарных позиций, то в дальнейшем данная тенденция претерпела некоторые изменения. Наряду с сохранением популярности магазинов большого формата существует тенденция популяризации небольших магазинов, расположенных на пересечении центральных улиц крупных городов и развитых экономических центров.
Повышение лояльности покупателей. Изменения в стиле жизни покупателей привели к тому, что для повышения их лояльности ритейлеры предприняли различные нововведения (см. ниже).
- Рост благосостояния привел в том числе к повышенному вниманию вопросам здоровья и социального благополучия, на что торговые сети отреагировали:
- расширением ассортимента товарных групп;
- развитием в ТРЦ различных услуг – салонов красоты, косметических и массажных салонов.
- Снижение роли семьи приводит к увеличению числа одиноких людей, семей без детей и матерей-одиночек, что в свою очередь стимулирует ритейлеров к:
- использованию упаковки различных форматов;
- использованию сервиса по доставке продуктов;
- использованию специального оборудования;
- созданию детских площадок.
- Изменение продолжительности и графика рабочего времени привело к:
- открытию магазинов, более продолжительно работающих в вечернее время;
- открытию круглосуточных магазинов;
- появлению экспресс-обслуживания;
- появлению мини-супермаркетов.
- Повышенное внимание экологически чистым продуктам приводит к:
- продаже экологически чистых продуктов;
- продаже продуктов без химических добавок и красителей;
- замене искусственных упаковочных материалов на натуральные.
- Забота о повышении продолжительности жизни является причиной продажи диетического питания и качественного изменения продуктов с целью:
- снижения содержания холестерина;
- снижения содержания жиров/соли/сахара;
- повышенного содержания кальция/витаминов.
- Рациональная трата свободного времени, выражаемая в желании проводить больше времени вне дома, в том числе на природе, развивает такие бизнесы как:
- продажа продуктов быстрого приготовления;
- продажа готовой еды «на вынос» (take away);
- услуги сухой чистки белья/прачечной.
Повышение качества товарного ассортимента. Так, по данным New Product News/GNPD, число ежегодно выводимых на рынок новых товарных категорий продуктов органического происхождения возросло с 1996 по 2001 гг.: экологически чистых продуктов – с 645 до 1059, продуктов, не содержащих добавок – с 143 до 833, продуктов с высоким содержанием кальция – с 35 до 140.
Расширение спектра оказываемых услуг.
Изменения в ценовой политике и формах стимулирования продаж.
Использование новых форм стимулирования продаж, особенно использование интернета.
Совместный брендинг – сотрудничество с двумя и более известными брендами, например,British Petroleum/Safeway, Esso/Tesco Express.
Тенденции второй половины 2000-х для ритейлеров:
В отличие от 1990-х и начала 2000-х, более поздний период характеризуется для ритейлеров:
- усилением конкуренции на всех географических рынках и во всех торговых форматах;
- необходимостью оптимизации расходов, в т.ч. на транспортировку и логистику;
Согласно исследованиям National Retail Federation Foundation и Bearing Point “RetailHorizons. Benchmark for 2004. Forecast for 2005” и U.S. Department of Agriculture “The Dynamics of Change in the U.S. Food Marketing Environment”, 2008, можно выделить следующие тенденции для ритейла в США, которые можно с некоторой долей условности приравнять к тенденциям в развитых странах в целом.
- Дифференциация ритейла. Без нее типичным ритейлерам было сложно конкурировать с форматом every day low price, по которому работает лидер рынка – Wall-Mart. Целями дифференциации были привлечь и сохранить новых покупателей, поддерживая при этом высокий уровень продаж среди существующей клиентской базы. Перемещение точек продаж (point of sales), апгрейд систем мерчендайзинга, развитие технологий в supply chain (таких, как RFID) – все данные нововведения внесли свой вклад в рост и дифференциацию ритейла.
- Снижение роли традиционных супермаркетов (Full-Service Supermarkets).
- Экспансия альтернативных каналов ритейла.
- Потребление продуктов питания вне дома превышает расходы на приготовление еды дома.
- Снижение лояльности покупателей отражается на уменьшении прибыльности супермаркетов.
- Развитие собственных брендов торговых сетей (Private Labels).
- Концентрация ритейла. Происходит консолидация рынка.
- Размытость каналов продаж.
- Сжатие рынка бакалейных товаров.
- Развитие Direct Store Delivery (DSD).
В дальнейших постах мы рассмотрим некоторые из этих трендов более подробно.
Талгат Ергалиев