На сайте Tengrinews прошла информация об инициативе Национальной палаты предпринимателей по реализации отечественных товаров в спецмагазинах по сниженным ценам. Почему такая простая и лежащая на поверхности идея уже не была реализована ранее ни в рыночных условиях, ни в сфере господдержки бизнеса в Казахстане? Есть несколько причин.
Возможным альтернативным вариантом нам представляется создание площадок для размещения небольших продуктовых бутиков самих производителей, связанных с ними торговцев, закупающих небольшие партии товаров от одного или нескольких производителей (чаще всего местных), и других торговцев из числа малых предпринимателей, реализующих в основном импортную продукцию, но готовых работать по более низким ценам. Площадки могут размещаться на первых этажах торговых домов, которых в стране достаточно (только в 2008-2012 гг. введено почти 800 тыс. кв м.). Бутиков по своей специализации (молочный, колбасный, кондитерский и др.) в целях избегания ненужной конкуренции должны быть не более 1-2 на всю площадку. При этом снижаются риски для всей торговой площадки и для арендодателя (в отличие от спецмагазина) – каждый из условных 10 бутиков ведет свою деятельность самостоятельно, на свой страх и риск. Если какой-либо бутик уходит с площадки, он заменяется другим, возможно, не обязательно того же профиля. Более низкие цены (по сравнению с «магазинами у дома» и супермаркетами) сразу во всех 10 разных по профилю продуктовых бутиках будут привлекать покупателей. Вся площадка может иметь единый бренд. Господдержка в данном случае могла бы заключаться в компенсировании арендодателю части арендной платы и расходов на рекламу единого бренда площадки. Размещение таких площадок можно было бы планировать, допустим, не более одной на микрорайон.
Тематика, предложенная Национальной палатой предпринимателей, безусловно заслуживает внимания, но также и рассмотрения различных вариантов ее решения. Предлагаемый в данном тексте вариант естественно не является единственным, возможны дальнейшие обсуждения его и других альтернатив.