«Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам,а тот, с кем охотно говорят другие»
Жан Лабрюйер (французский моралист, XVII век)
Мне как модератору часто приходится слышать о своей работе: «Какая у Вас несложная работа, сидишь, пьешь чай, болтаешь с людьми на разные темы, за это еще и деньги получаешь. Как хорошо! Не работа, а сказка». Давайте попробуем разобраться все ли так просто, как, возможно, думают окружающие.
Работа модератора настолько интересная, насколько и непростая. Работая модератором фокус-групп много лет, я отметила для себя несомненные плюсы своей работы — это постоянный источник получения новой информации, непрерывный процесс развития и совершенствования, это возможность общения с новыми людьми (помимо общения с коллегами, модератор много общается с участниками, клиентами, субподрядчиками и т.д. и т.п.). Скучно модератору не бывает никогда!
Несмотря на большое количество источников взаимодействия с людьми, основной работой модератора является взаимодействие с участниками исследования. О них и пойдет речь в данной статье.
Люди все разные и уникальные. Несмотря на то, что обычно мы отбираем на фокус-группы людей со схожими параметрами (например, одной возрастной группы или потребителей определенной марки или определенной сферы деятельности и т.д.), характер каждого участника является уникальным.
Исходя из нашего опыта работы, мы можем классифицировать участников по типам, которые условно можно разделить на две группы: «те, кто помогает нам вести фокус-группу» и «те, кто препятствует данному процессу».
С союзниками модератора все достаточно просто и понятно. Это адекватные люди, достаточно коммуникабельные, открытые, в меру скромные, в меру активные, понимающие свою роль на фокус-группах, которым не нужно много раз объяснять, что от них требуется.
Большим счастьем для модератора считается, когда на группы попадают так называемые «светлые головы» и «генераторы идей», мнения которых не ограничиваются высказываниями «Мне нравится эта этикетка, потому что она красная», или верхом креатива не является очередная идея создания бутылки пива с ручкой или с выемками на бутылке для пальцев рук. Кроме способности находить новые инсайты (столь полезные и необходимые для наших клиентов), данные участники становятся примером для других участников креативно мыслить.
Что касается деструктивных ролей участников, можно выделить 6 основных типов:
Несмотря на наличие индивидуальных особенностей участников, каждый из них имеет право на участие в обсуждении темы исследования. Особенности участников никак не должны влиять в целом на качество исследования. Хорошего модератора можно отличить по тому, как он умело работает с аудиторией, используя всевозможные техники по работе с разными типами людьми. Профессиональному модератору практически любую непростую ситуацию, сложившуюся на группе, можно выправить и направить в нужное русло. Например, создав дружелюбную и доверительную обстановку, «молчуны», изначально молчавшие в силу своей скромности, могут раскрепоститься и перейти в категорию союзников.