Решил написать этот пост по материалам статьи, подготовленной для журнала National Business.
(Если вам нужен полный текст статьи, напишите мне на адрес aruzanov@brif.kz)
По результатам исследования Boston Consulting Group в 2013 году Казахстан занял 46 место (из 65) по уровню развития и доступности интернета (Россия на 43 месте, Китай на 53, на 1 месте – Швеция) (1) http://www.shopolog.ru/news/rossiya-zanyala-43-mesto-v-mire-po-urovnyu-dostupnosti-interneta
Около 45% всех казахстанцев старше 15 лет имеют доступ к интернету. А среди населения городов (12 лет и старше) доля пользователей интернета составляет 67%. (Данные TNS Central Asia)
А в России пользуются интернетом «ежедневно и несколько раз в неделю» 57%, в Москве – 73%. (Данные Левада-центра)
При этом мы видим сильную зависимость от возраста людей. Если в городах Казахстана, среди группы 45 лет и старше – 35% пользуются интернетом, то среди людей 25-44 года – уже 79%, а в группе 15-24 года – 92% (данные TNS Central Asia за 2013 год)
В российском интернете тоже больше молодежи. Среди группы 18-39 лет – около 90%, среди 55+ — 27%. (Левада-центр)
Зачем людям интернет?
Исследования TNS Central Asia в Казахстане и социологического Левада-центра в России (см.Таблицу) показывают, что интернет чаще всего используется для переписки и общения, как делового, так и личного (электронная почта, мессенджеры, чаты).
На втором месте, по сумме, идет развлекательная функция интернета. Люди скачивают и смотрят фильмы, слушают музыку, ищут развлекательную информацию.
На 3 месте идет поиск информации. Причем речь идет о повседневно необходимой информации (погода, афиша, расписание рейсов, курс валют и тп) или информации для ответов на какие-либо вопросы, для обучения.
На 4 месте идет поиск и просмотр, чтение новостей. Каждый третий пользователь отметил эту задачу.
Таблица. Для каких целей люди используют интернет. Данные TNS Central Asia (Казахстан), и данные Левада-центра (по России, приводятся в скобках)
Что делают в интернете | %% от числа городских пользователей интернета, возраст 15+ |
E-mail (Электронная почта) | 63,1 |
Поиск информации (погода, и пр) | 55,0 (46% — Россия, Левада) |
Просмотр фильмов | 37,9 (26%) |
Прослушивание и скачивание музыки | 37,0 (24%) |
Просмотр новостей | 35,9 (34%) |
Общение при помощи служб мгновенных сообщений | 35,5 (46%) |
Игры/Сетевые игры | 22,9 |
Знакомства | 20,1 |
Чаты/Обсуждения в сети | 10,9 |
Создание персональных страниц | 8,9 |
Совершение покупок через Интернет | 6,7 (18%) |
Ведение блога | 4,6 |
Бизнес в интернете | 2,1 |
Другое | 11,6 |