В этом посте рассмотрим один из наиболее динамично развивающихся рынков в Казахстане — рынок логистики. А если еще более подробно, то сегмент почтовых и курьерских услуг этого рынка. Почтовый и курьерский сегмент ориентирован, прежде всего, на пересылку и обработку небольших отправлений: документации, пакетов и бандеролей, посылок и небольших грузов (как правило, до 50-70 кг).
Этот рынок высоко конкурентный. На рынке присутствуют как крупнейшие мировые игроки (DHL), так и крупные местные игроки с богатым опытом и репутацией (КазПочта, Алем Тат и проч.). Есть компании, ориентирующиеся на низкие цены, а есть ориентирующиеся и на широкий список дополнительных услуг опций и сжатые сроки отправки. Таким образом, почти все традиционные ниши этого рынка заполнены. Компании работают над оптимизацией портфеля услуг, освоение новых направлений и снижением издержек. Т.е. активно стараются превзойти конкурентов.
В 2014 году суммарный объем почтовых услуг в Казахстане составил около 29 млрд. тенге (данные агентства РК по статистике). Это на 4,7 млрд. тенге выше, чем в предыдущий год. За период с 2008 года рынок в денежном выражении вырос почти в 3,4 раза. При этом следует отметить, что индекс физического объема (т.е. темпы роста, скорректированные с учетом инфляции) последние пару лет замедляется.
На ближайшие два года существуют два варианта прогноза развития: оптимистичный и пессимистичный. В обоих прогнозах суммарный объем рынка будет расти в ближайшие 2 года, но с разными темпами. Согласно первому в текущем году прирост немного увеличится, суммарный объем услуг составит около 31,2 млрд. тенге. «Рынок готовится к старту» из-за новых инфраструктурных проектов, предстоящего EXPO-2017, роста активности Интернет-торговли и усиления активности бизнеса. Уже в 2016 году объем рынка увеличится значительно и составит около 37 млрд. тенге.
Пессимистичный прогноз подразумевает продолжение тенденции замедления темпов роста, т.е. рынок так и не сможет найти нового базиса для роста, исчерпывая старые предпосылки активного развития. Основной локомотив рынка – корпоративный сектор, будет сокращать расходы на почтовые услуги. В этом прогнозе суммарный объем рынка в 2015 году также составит около 31 млрд. тенге. В 2016 году объем будут немного выше 32 млрд. тенге.
Следует отметить, что около 41% рынка обеспечивается за счет услуг по пересылке документации и писем. 30% — это вклад сегмента по пересылкам посылок и бандеролей.
Тройка лидеров достаточно стабильна на протяжении последних пяти лет. Это крупнейший национальныйх почтовый оператор КазПочта, который благодаря своему широчайшему охвату и имиджу обеспечивает более половины рынка. НА втором месте крупная международная логистическая компания DHL (13-15%)/ НА третьем месте еще один международный игрок – PONY express (7-9%) рынка.