«Умные полки» — технологическая революция в мерчендайзинге. В Казахстане!

Такие загадочные для многих технологии, как Интернет вещей (Internet of Things, IoT) и Межмашинное взаимодействие (Machine to Machine, M2M)уже успешно эксплуатируются и в нашей стране, и не только зарубежными, но и местными компаниями. Когда не сталкиваешься с этим как производитель, то и представления не имеешь, насколько разнообразен мир возможностей в сфере «умных вещей» и насколько продвинутые умы и компании, которые этим занимаются, есть в нашей стране.

Итак, когда мы открывали компанию Smart Shelf Solutions, мы тоже не понимали до конца, с каким непростым, хоть и интересным делом мы связываем свои жизни. Мы только понимали, что «сейчас» наступило «то самое» время.

Предпосылки:

В свое время, работая в телекоммуникационных компаниях, я занимался неголосовыми услугами и, среди прочего, направлением развития SIM-карт, предназначенных для обеспечения телеметрических процессов, а проще – направлением М2М. С пониманием того, что это — целый пласт, целое огромное направление бизнеса, и был создан бизнес в сфере «умных розничных технологий». Мы так и назвались, Smart Shelf Solutions – чтобы нас можно было легко найти в интернете, введя в поисковую строку эти базовые и сакраментальные слова.

В свое время, работая в структурах маркетинга компаниях, производящих бутилированные напитки, я мечтал об инструменте, помогающем оценить вложения в развитие каналов распределения, иначе говоря, вложения в торговое оборудование и в дистрибуцию. Что говорит об оптимизации процессов распределения и максимизации извлечения прибыли за счет автоматизации слежения за процессами на полках.

Согласно множеству исследований, мировой индекс проблем, связанных с отсутствием товара на полке (out-of-stock) составляет 8%, в то время как в той же России такой индекс составляет 17%.  17% проблем, являющихся 17 процентами возможностей (см.рисунок)

Smart Shelf Solutions сконцентрировались на том, чтобы сделать возможным следующее: сидя в офисе, либо в любом месте, имея под рукой лишь мобильное устройство с доступом в Интернет, сотрудники компаний могли бы наблюдать за происходящим на полках, за отсутствием товара, за нарушением планограмм, за продажами. Затем мы пошли дальше: научили оборудование автоматически формировать заказы, поняли, что есть самое важное, а что – лишнее. В этом смысле 80% потребностей в «умном» ритейле покрываются за счет самых базовых функций, таких как контроль отсутствия продукции (а не ее остатков), наблюдение за температурой и наличием электропитания в холодильнике (а не планограммой в нем)…

Был учтен существующий зарубежный опыт, что привело к выработке подходов и решений, которые на несколько порядков точнее и дешевле любых возможных зарубежных аналогов, в то же время были выработаны технологии, которые удалось запатентовать. Начинали с простого – с инфракрасных датчиков и с ультразвука, а пришли к датчикам, использующимся в автомобилях для снятия показаний крутящего момента и к датчикам, использующимся в радиоэлектронике для удаленного снятия показаний за счет считывания магнитных полей. Таким образом, открывая систему и выбрав на карте любой магазин (сотрудники компаний имеют иерархический доступ к «привязанным» к ним точкам), возможно получить ряд показателей, начиная от работоспособности устройства, его местоположения, и вплоть до продаж.

Решения установлены в ряде стран СНГ, причем порой статистика показывает не 8, а 80-процентные показатели отсутствия продукции в точке.

Система может работать независимым анализатором статистики и быть интегрирована в любое существующее ПО, такое как SAP. Полки могут сами заказывать продукцию, рассылать уведомления по предустановленным событиям (триггерам).

Все ли так радужно?

Известно, что продажи в В2В секторе порой осуществляются через год, а то и полтора – два и даже три после первого контакта с клиентом.

Еще говорят о кризисе (и это понятно, индексы продаж производителей падают), но кризис в этой сфере может быть и хорошим знаком, так как новые инструменты призваны повышать продажи там, где это уже кажется невозможным. Как бы то ни было, В2В продукту довольно непросто выдать путевку в жизнь, как школьнику: ты его любишь, делаешь лучше и красивее, но по-настоящему он тебя порадует, когда начальные классы будут пройдены, и пятерки, которые ему ставили в начальной школе авансом, станут теперь заслуженными, начнут приносить радость.

Поэтому Smart Shelf Solutions пришлось сесть за свой внутренний круглый стол и переосмыслить политику своего развития – ведь на развитие высокотехнологичных продуктов и поддержание высокотехнологичного персонала нужны средства. И было принято решение, используя приобретенный опыт, разделив рынок на кластеры, вертикали, выпустить на рынок более понятные, «более розничные» продукты, коими явились умные гаджеты и датчики. Например, наши датчики розлива жидкости (газированных напитков, пива – ведь рынок таких точек продаж огромен), а также датчики удаленного съема показаний, таких как температура, влажность, состав воздуха, перемещение, открывание дверей…

Для того, чтобы выжить и спасти свой флагманский высокотехнологичный продукт, пришлось учиться и приспосабливаться. Система была построена, датчики успешно в нее интегрированы, и теперь эта же система используется теми же дистрибуторами и владельцами заводов по производству разливной продукции и точек разлива для мониторинга как производственных процессов, так и продаж в своих точках (ведь, как известно, не все просто и прямолинейно на рынке розничного розлива).

Я начинал этот рассказ с того, что не мы одни такие продвинутые на рынке, и что существует ряд светлых умов и очень продвинутых компаний как в стране, так и в ближнем зарубежье. Поэтому мы всегда находимся в состоянии плодотворной борьбы за место под солнцем. Датчики стали крошечными, шнуры питания от электросети пропали, и все работает на батарейках, которые не нужно менять по 10 лет…

Даже трудно предположить, как изменится наш портфель завтра, но флагманы мы всегда держим на первом месте, недаром мы сейчас присутствуем более, чем на десятке рынков ближнего зарубежья и выходим на новые рынки прямо сейчас, когда я этом пишу. И прямо сейчас, когда я это пишу, за стеной бьется над новой технологией для решения проблемы «кариеса представленности» в супермаркетах наш инженер, хоть и известно уже сейчас, что сразу почти никто почти ничего не купит. И, тем более, так, все-таки, приятно видеть и эту «умную» мелочь, которая продается здесь и сейчас, передавая данные со складов, из квартир, из машин и с дач, находясь на связи и не требуя подзарядки…

Вышеприведенный пример означает, что в реалиях современных трудностей, все же возможно осуществлять затеи и внедрять продукты, которые, благодаря своей популярности в прессе, покрыты аурой недоступности ввиду технологичности, и хочется верить, что таких решений в нашей стране будет все больше. Ну а мы будем выживать, за что отдельное спасибо нашим коллегам, семьям и друзьям – все они имеют огромное значение для любого бизнеса, будь это стартап или предприятие с историей успеха.