На самом деле, кризис в Казахстане, в классическом его понимании, уже закончился. Инфляция снижается, темпы ВВП постепенно восстанавливаются, курс тенге более-менее стабилен, безработица не растет. Что это, как не окончание кризиса?
Формально, да. Но я уверен, что многие компании все еще ощущают на себе влияние кризиса, выражающееся в падении спроса, в менее заинтересованных и более придирчивых клиентах, в высокой конкуренции. Если раньше клиент приобретал продукт, почти не задумываясь и много, то сейчас выбирает, сравнивает, а потом уходит с формулировкой: «Мне надо подумать» и… исчезает.
Пристегните ремни! Добро пожаловать в новую реальность! Экономической особенностью пары прошлых лет и ближайшего будущего стало тотальное изменение поведения клиентов на многих рынках. Последние два года реальный доход населения Казахстана сокращается. Это означает, что казахстанцы за тот же доход смогут купить меньше товаров и услуг из-за роста цен. Так бывает, когда доход не успевает за ростом цен, и чаще всего наблюдается в периоды кризиса. Казахстанцы стали экономить, более рационально подходят к выбору продуктов, часто покупают товары в Интернете. Новая модель поведения закрепилась стабильным падением платежеспособности казахстанцев в течение нескольких лет. Можно сказать, что это стало нормой для многих. Мы уже писали об изменении потребительского поведения казахстанцев из-за кризиса. Можно с уверенностью сказать, что после кризиса 2007-2009 и после изменения на рынке нефти Казахстан вошел в новую экономическую систему координат.
Динамика реальных доходов за последнее время отчетливо показывает стабильное падение этого показателя последние два года. И то, что его сокращение как раз приходится на периоды кризисов в Казахстане. И самое главное, что падение это «разгоняется».
Этот показатель хорошо отображает покупательскую способность казахстанцев. Спрогнозируем его на ближайшие 2-3 года. Для прогноза будем использовать множественную линейную регрессию, основанную на базовых макроэкономических показателях (уровень инфляции, рост ВВП и уровень номинальных доходов). Коэффициент детерминации 0,94 означает, что наш прогноз достаточно хорошо описывает изменчивость реальных доходов казахстанцев.
Согласно прогнозу, в ближайшие 3 года индекс потребительских доходов будет близок к нулевым значениям. Это значит, что покупательская способность казахстанцев будет восстанавливаться медленнее, чем многим хотелось бы.
Что же делать? В это время многим казахстанским компаниям необходимо понять, что это надолго и начать «впахивать». Нужно любыми способами повышать внутреннюю эффективность, снижать издержки, следить за производительностью. Без этого никак. К сожалению, «нефтяные, благополучные годы» смогут вернуться в Казахстан только при существенном росте нефтяных цен. Но большинство экспертов говорят, что это маловероятно.
Надеюсь, наш пост замотивирует Вас на активную работу, и через год-два мы увидим новых лидеров рынка, т.к. любой кризис всегда дает много новых возможностей для сильных, активных, умных.