Интерес к интернет торговле растет. По данным портала ConsumerBarometer.com, в России поиск в интернете — первый по популярности источник информации среди покупателей. 57% опрошенных указали, что используют его, когда хотят что-то купить. Подтверждением тому служит 5-кратный рост числа запросов со словом «купить» за последние 5 лет в России.
В Казахстане происходит аналогичный процесс с похожими темпами роста. Так по данным ЯндексWordstat динамика запросов со словом «купить» в Казахстане растет с аналогичной динамикой. Это говорит о том, что у нас происходят аналогичные процессы и на отрасль интернет торговли действуют схожие тренды.
Источник: Яндекс Wordstat
Растет число не только тех, кто ищет в интернете информацию, но и тех, кто в интернете покупает. По данным Комитета по статистике при Министерстве Экономики РК, наиболее популярные товарные категории в казахстанской интернет торговле — электроника и одежда. На эти два сегмента приходится больше половины всех покупок в интернете.
Источник: Комитет по Статистике РК
Но спрос в интернет торговле растет и на другие категории товаров. Сегодня онлайн покупают что угодно, в том числе одежду, товары для дома, игрушки и товары для детей, еду.
«Все больше категорий товаров покупают онлайн, и тому есть несколько причин, — объясняет сооснователь DataInsight Федор Вирин. — Первая: чем активнее человек пользуется интернетом, тем больше вероятность, что и покупать он будет там же. Логично, что по мере проникновения интернета, в том числе мобильного, онлайн-шоппинг становится просто одним из способов совершения ежедневных покупок.
Вторая: пользователь больше склонен покупать онлайн, если покупка стандартная или заранее понятная. Электроника лидирует в e-commerce потому, что исторически была здесь первой, но также и потому, что SamsungGalaxy S7 одинаков и в онлайн-, и в офлайн-магазине. Одежда как категория онлайн-шопинга догнала электронику всего за пару лет потому, что одежда самая массовая категория покупок вообще — но отчасти и потому, что покупатель уже знает, какой марки и какого размера рубашку купит, и не видит необходимости ехать в молл. Сейчас на взлете детские товары: они отставали потому, что объективно их покупает меньше людей, а сейчас забирают свою долю. На очереди продукты питания (набор продуктов и марок обычно стандартный) и путешествия (для покупки билетов не нужно личное присутствие, и их удобнее покупать онлайн). Заранее известный продукт вообще покупают, исходя из сиюминутного удобства: попался магазин по пути на работу — заскочил туда, скучал в очереди — заказал онлайн. И здесь тоже распространенность смартфонов и мобильного интернета играет на руку онлайн-шоппингу.
Третья причина: у любой покупки есть дополнительная стоимость — затраты на сборку, упаковку, доставку. Покупая офлайн, мы несем эти расходы сами: идем в магазин, кладем продукты в тележку, потом в пакет, несем домой. Покупая онлайн, мы доплачиваем за доставку, то есть за то, чтобы трудозатраты на покупку совершил кто-то еще; и чем она дороже, тем с большей готовностью мы доплатим, потому что это часто бывает удобно. Постепенно покупатели привыкают доплачивать таким образом за удобство и идут на это при менее дорогостоящих покупках».
От поиска к покупке
Более того, интерес к покупкам онлайн растет быстрее, чем потребность в поиске информации. Об этом можно судить по тому, что количество кликов на так называемые продуктовые объявления Google в 2017 году растет быстрее, чем число запросов в тех же категориях. Интересно, что тренд заметен не только втаких традиционных для онлайн-покупок рынков, как электроника и одежда, но и в других — цветы и особенно игрушки.
Клик на продуктовое объявление не обязательно приводит к покупке, но это серьезный индикатор интереса к товару и желания его купить. Другими словами, все больше пользователей готовы покупать в интернете или хотя бы изучать информацию о товарах и услугах.
Мобильные покупатели
В интернет торговле Казахстана мобильные технологии активно наступают. В 2017 году около трети поисковых запросов со словом «купить» в Казахстане сделали с мобильного. Покупатели ищут информацию о товарах на ходу: не заранее, а тогда, когда им удобно или они об этом вспомнили.
И тогда же, когда удобно, они готовы и покупать. Если анализировать количество кликов на продуктовые объявления в разных категориях, видно, что от 66% до 78% сделаны именно с мобильных устройств.
Время искать и время покупать
Заметно, что интерес к товарам и покупкам в течение года распределен неравномерно. Логично предположить, что подарки больше всего ищут к концу года, и это действительно так — вот только конец года в этом смысле начинается примерно в конце октября. При этом число кликов на продуктовые объявления растет даже больше, чем число соответствующих поисковых запросов.
На графиках заметно, что пики в числе запросов и в числе кликов не совпадают. Можно предположить, что осенний всплеск поисковых запросов связан с анонсом разных новинок — это традиционное время выхода товаров на рынок. А вот кликают на объявления, то есть готовы купить, немного позже: ближе к календарному концу года.
Последние недели года вообще горячее время в смысле поиска и кликов. Например, известно, что половина запросов «что подарить девушке на Новый год?» приходится на неделю точно перед праздником. В то же время запросов «что подарить парню» больше, но они в основном сосредоточены в начале месяца. Но всплески запросов и кликов можно наблюдать далеко не только в «подарочной» теме. Скажем, в категории «Косметика» примерно 15% всех кликов на продуктовые объявления произойдут в последние 4 недели, а 22% — в последние 6 недель года. Иначе говоря, предновогодние недели приносят более «богатый улов», чем другие недели в году.
Неосвоенный рынок
По данным Комитета по статистике доля интернет торговли в Казахстане от суммарного товарооборота составляет около 1%. В соседней России уже около 3%, в США около 9%. Больше всего доля онлайн-торговли в Великобритании — 15. Это говорит о гигантском потенциале Казахстана.
К сожалению, регионы Казахстана пока значительно уступают в объемах торговли в интернете. Лидером является город Алматы. Около 75% всех покупок в интернете приходится на этот город.
Выводы
Очевидно, что пользователи не просто все больше ищут в интернете информацию о товарах и покупках, но и все больше готовы покупать онлайн. При этом потребители постепенно привыкают делать и то, и другое,в том числе с мобильного. Их интерес к покупкам имеет заметную сезонность: информация больше востребована осенью, а продуктовые объявления — перед Новым годом. Наиболее активно развита интернет торговля в Алматы и крупных городах.
По вопросам заказа исследования и по другим вопросам обращайтесь по адресу: marketing@brif.kz