Рынок логистики Казахстана в кризисные 2015-2016 гг. показал не очень хорошую динамику. Но в 2017 году, уже был хороший рост. Что связано, в том числе с после кризисным восстановлением и «эффектом ЭКСПО».
Почтовый и курьерский сегмент ориентирован, прежде всего, на пересылку и обработку небольших отправлений: документации, пакетов и бандеролей, посылок и небольших грузов (как правило, до 50-70 кг).
Рынок логистики в Казахстане высоко конкурентный. На рынке присутствуют как крупнейшие мировые игроки (DHL), так и крупные местные игроки с богатым опытом и репутацией (КазПочта, Алем Тат и проч.). Есть компании, ориентирующиеся на низкие цены, а есть ориентирующиеся и на широкий список дополнительных услуг опций и сжатые сроки отправки. Таким образом, почти все традиционные ниши этого рынка заполнены. Компании работают над оптимизацией портфеля услуг, освоение новых направлений и снижением издержек. Т.е. активно стараются превзойти конкурентов.
В 2017 году суммарный объем рынка логистики (рынок почтовых и курьерских услуг) в Казахстане составил около 33 млрд. тенге (данные агентства РК по статистике). Это на 5,4 млрд. тенге выше, чем в предыдущий год. Индекс физического объема к предыдущему году составил 121%. Это очень заметный скачок на фоне спада 2015-2016 года. За период с 2008 года рынок в денежном выражении вырос более чем в 3,4 раза.
На основании прогнозируемого послекризисного восстановления и объема, оказанных логистических услуг за первые месяцы 2018 года, мы прогнозируем в текущем 2018 году объем рынка логистики Казахстана около 34,2 (+/- 2,7 млрд. тенге 95% доверительный интервал. R2 = 0.95 ).
Следует отметить, что около 44% рынка обеспечивается за счет услуг по пересылке посылок и бандеролей. 30% – это вклад сегмента по отправке писем. Примечательно, что за 2 года сегмент по пересылке бандеролей и посылок вырвался на первое место, в то время как, письменная корреспонденция наоборот показала падение. Возможной причиной является все большая «цифровизация» коммуникаций. Бумажная корреспонденция все больше вытесняется электронным документооборотом и электронной почтой.
Тройка лидеров достаточно стабильна на протяжении последних пяти лет. Это крупнейший национальный почтовый оператор КазПочта, который благодаря своему широчайшему охвату и имиджу обеспечивает более половины рынка. НА втором месте крупная международная логистическая компания DHL (13-15%)/ НА третьем месте еще один международный игрок – PONY Express (7-9%) рынка.