Автор: Татьяна Сеферова.
События последних нескольких месяцев, а именно объявленная пандемия в связи с коронавирусной инфекцией (COVID-19), требуют переосмысления подходов к ведению бизнеса в самых различных областях. Очевидно, что изменения не обойдут стороной и сферу маркетинговых исследований.
Вообще, по опыту предыдущих кризисных периодов, первой реакцией рынка обычно является сокращение расходов на маркетинг в целом и на маркетинговые исследования в частности. Как правило, бизнес уходит в более дешевые альтернативы получения информации: инхаус исследования (проведение исследований собственными силами, внутри компаний) или поиск более дешевых методов исследований. Становятся актуальными не массивные дорогие стратегические исследования, а быстрые, приемлемые по цене исследования, ориентированные на решение тактических задач. И это, конечно, верно.
Почему же важно изучать поведение и настроения потребителей в кризисные периоды? По нашему мнению, в такие периоды очень важно не отказываться от исследований, а наоборот держать руку на пульсе, понимать, что происходит с настроениями и поведением потребителей, их восприятием происходящих перемен и то, каким образом это отразится на восприятии ваших категорий и брендов. Конечно, здесь на помощь приходят качественные исследования, направленные на понимание глубинных мотивов, отношения, восприятия, потребностей потребителей в новых жизненных условиях.
Вообще, практически любой классический вид исследований, особенно качественных, предполагает оффлайн коммуникацию между исследователями и респондентами. Старые добрые фокус-группы, глубинные интервью, инхоум визиты проводятся face2face, что неактуально в сложившейся ситуации. Самыми безопасными и «работающими» методами на сегодняшний день становятся CATI (телефонные интервью) и все виды онлайн-исследований.
Виды маркетинговых онлайн-исследований:
Количественные онлайн-исследования: онлайн-опросы. Из основных плюсов метода: отсутствие географических ограничений, целенаправленный отбор респондентов (по заданным критериям), отслеживание результатов исследования в режиме реального времени, возможность тестирования различных коммуникационных материалов (различных изображений, видео и т.д.).
Качественные онлайн-исследования:
При этом, важно понимать, что онлайн-исследования – это не панацея и они также имеют ряд недостатков. Самые очевидные недостатки – это:
Задачи, которые можно решить при помощи онлайн-исследований:
Несомненным плюсом онлайн качественных исследований (кроме единственного варианта изучения мнения людей в сложившейся ситуации карантина в стране) является возможность получения большого массива интересных и полезных этнографических материалов. В ходе проведения онлайн-форумов, блогов и сообществ мы просим респондентов сфотографировать, либо снять видео об интересующем нас процессе (покупки, использования, хранения и т.д.), продукте или бренде. Таким образом, помимо ответов на вопросы, мы получаем материальные доказательства их деятельности, что безусловно обогащает наш анализ по результатам исследования и погружает нас в реальный потребительский мир.
Мы проводим оперативные и надежные маркетинговые исследования в условиях карантина. По всем вопросам пишите нам: marketing@brif.kz