Это не крик радости. Увы!
«Профессионализация» респондентов — явление характерное для уже развитых исследовательских индустрий. Ну что ж, теперь и Казахстанский исследовательский рынок можно причислить к таковым. К развитым…
По нашим наблюдениям, в Казахстане (по крайней мере, в Алматы) около 30-40 процентов интервьюеров работают на несколько исследовательских компаний. Поэтому учащаются случаи, когда одни и те же респонденты «кочуют» из одной компании в другую. Это облегчает работу рекрутерам и дает возможность «заработать» таким респондентам. Выходит, чем больше исследовательских компаний в стране, тем больше риск. Тем труднее контролировать качественный рекрутинг.
В основном это касается фокус-групп, потому что там кормят, поят и дают деньги (это выгоды «профессионального» респондента), а рекрутер облегчает себе задачу поиска и уговаривания респондента, и опять же повышает КПД от одного зарекрутированного человека.
Интересно, что эта проблема во много раз возрастает в странах, где распространены он-лайн опросы. Коллеги из Европы делились своей печалью. Руководители нескольких исследовательских компаний одной из небольших европейских стран собрались и сличили свои базы данных по респондентам для он-лайн опросов. Боюсь соврать, но что-то около 50-60% респондентов оказались «профессиональными», то есть «работали» почти на все исследовательские компании!!!
Как с этим бороться?