На двери кабинета отдела качественных исследований висит табличка с надписью, которая в переводе с английского звучит примерно так: «Мы можем делать работу хорошо, быстро и дешево. Но одновременно может быть выполнено только два условия: если это хорошо и быстро, то это не дешево; если это быстро и дешево, то это не хорошо; если это хорошо и дешево, то это не быстро». Высказывание это шуточное, но, согласитесь, очень жизненное. Думаю, в любой работе и, в частности, в маркетинговых исследованиях приходится часто решать дилемму, что важнее: сроки или качество. Определенные процессы занимают определенное количество времени (и это касается не только маркетинговых исследований), но бывает такое, что проект надо запускать очень срочно, а результаты нужны очень быстро, потому что к определенной дате уже запланирована презентация, командировка, конференция, но анкета еще сырая, нужно ее «довести до ума», а время уходит и если данные не будут предоставлены к определенному сроку, то они вообще никому уже не будут нужны. Приходится идти на компромиссы, уменьшать выборку, урезать вопросник, лишь бы все было сделано в срок, но и качеством жертвовать тоже не хочется. Иначе, зачем же все это нужно?
Например, у меня как-то был проект, по результатам которого наш клиент должен был делать презентацию перед нашим правительством. Дата презентации уже назначена и времени было вполне достаточно. Вопросник должен был предоставляться заказчиком, и вот мы ждем, ждем вопросник, а его нет. Когда прислали, оказалось, что он еще сырой, пришлось много дорабатывать, согласовывать, а часики тикают. А правительству же не скажешь, мол, извините, у нас тут согласование вопросника задержалось, так что давайте-ка отложим презентацию на недельку.
Я не говорю о тех случаях, когда у конкретного менеджера в определенный момент много работы и поэтому есть риск не успеть к сроку. Я имею в виду как раз те случаи, когда, например, присылают запрос, в котором обозначены сроки априори невыполнимые, типа нужно опросить 1000 человек по всему Казахстану, результаты нужны через две недели, то есть запрос присылается слишком поздно для того, чтобы успеть предоставить результаты к желаемому сроку. Или такие случаи, когда, например, очень много времени отнимают различные бюрократические процедуры, подписание контракта и прочее, и соответственно, все остальные сроки тоже должны быть откорректированы.
Наш тренер по управленческим навыкам, Янна Фортман, говорила, что лучше 80% данных, предоставленных в срок, чем 100% данных, предоставленных с опозданием. Если уж сроки не позволяют выполнить запланированный изначально объем работ, то можно его уменьшить, но зато качество работ будет на должном уровне. Как вариант, если изначально нужен был детальный отчет, то для экономии времени можно ограничиться, например, предоставлением менее подробного отчета.
Возвращаясь к высказыванию в начале поста, не следует забывать и о цене вопроса. Иногда маркетинговые агентства могут предложить вам выполнить желаемый объем работы в сжатые сроки за дополнительную плату. Но, думается мне, что в Казахстане это еще долго не будет актуальным, учитывая, что в наших условиях решающим критерием чаще всего оказывается цена на исследование. Но, заказывая маркетинговое исследование, помните, что если вам предлагают его сделать очень быстро и очень дешево, это не всегда значит, что оно будет сделано хорошо. 🙂
Было бы интересно узнать, что думают по этому поводу наши партнеры и особенно заказчики.