На волне опасений по поводу второй волны кризиса в Казахстане, возможной из-за падения спроса в секторе FMCG, решил рассмотреть статистику по динамике торговли в Казахстане. Статистика по объемам розничного товарооборота с 2008 по лето 2010 г. показывает, что кризис действительно снизил объемы торговли. 2009 г. был самым трудным для торгующих сетей. Но начиная с 2010 г. объемы товарооборота восстанавливаются. Так в июне 2010 г. объем товарооборота в Казахстане превысил показатель июня 2009 г. на 17%, при этом, позитивный тренд наблюдается на протяжении всех 6 мес. 2010 г.
Также следует сказать, что позитивная динамика наблюдается преимущественно из-за роста продаж в сегменте продовольственных товаров, тогда как в сегменте непродовольственных наоборот наблюдается небольшое падение (в пределах 3-5%) объемов торговли. Вместе с тем, в общей структуре казахстанского розничного товарооборота продовольственные товары занимают около 36%.
По объемам торговли в сегменте продовольственных товаров лидируют:
По объемам торговли в сегменте непродовольственных товаров лидируют:
В целом можно сказать, что покупательское поведение казахстанцев «отходит» от кризисного шока. Люди видят, что экономика не собирается в одночасье разрушиться, а наоборот проявляет признаки стабильности. В таких условиях поведение покупателей становиться более мягким. При сохраняющихся позитивных трендах в экономике Казахстана, к 2010 г. — началу 2011 г. будет наблюдаться восстановление объемов торговли и в секторе непродовольственных товаров.