Последнее время все больше исследований, конференций и форумов посвящается казахстанскому Интернету. Действительно тема очень интересная, т.к. КазНет (казахстанский сегмент Интернета) является своеобразной визитной карточкой, анкетой страны.
Что же мы можем сказать про наш Интернет. Прежде всего, то, что он очень активно развивается. За три года (согласно данным мировой статистике посещаемости Интернета www.internetworldstats.com) аудитория, которая пользуется Интернетом в Казахстане, увеличилась более чем в 4 раза, и составила в 2010 г. более 5 млн. Т.е. проникновение мировой сети в жизнь казахстанцев составило около 34%.
Если попробовать спрогнозировать количество посетителей Интернета в Казахстане в 2011 г., то с большей вероятностью этот показатель попадет в коридор от 6,5 до 7,5 млн. пользователей.
Такой активный рост обусловлен тем, что казахстанские провайдеры (и, прежде всего, главный и самый крупный провайдер Казахтелеком) стали делать Интернет более доступным для широкой аудитории. Это основной фактор, вызывающий рост количества пользователей сети Интернет. Также хорошей тенденцией является увеличение доступности широкополосного доступа (DSL) и сетей нового поколения (3G). Вообще рост возможностей доступа через разные устройства и по разным каналам с более высокой скоростью является предпосылкой роста многих связанных с Интернетом рынков. На данный момент, по данным госстатистики, около половины соединений к Интернету осуществляются через аналоговые модемы, около трети через DSL соединение, и около 12,5 % через мобильный телефон.
В целом можно сказать, что в уже более развитых городах Казахстана, дальнейший рост Интернет рынка возможен через освоение более быстрого, более доступного и качественного Интернета. Рост скоростей Интернет соединений будет открывать для казахстанских пользователей качественно новые возможности использования Интернета (online просмотр видео, видео конференции, обмен большими объемами данных и проч.).
Сегодня казахстанцы чаще используют Интернет для коммуникаций. Практически 9 из 10 казахстанцев используют Интернет именно для этого. 7 из 10 для отправки e-mail. Вторая по популярности цель – поиск информации или online услуги. Ищут информацию около 80% всех посетителей через Интернет. Также хотелось бы отметить рост популярности развлекательных целей, что также является примером роста активности новых сервисов после роста скоростей и доступности Интернета. В 2009 г. около 18% посетителей играли в online-игры, скачивали игры, видео или музыку.
Хочу отметить, что большая часть казахстанского трафика приходиться на зарубежные сайты (около 80%) и лишь 20% на казахстанские ресурсы. Это является другой проблемой казахстанского Интернета – малое количество качественных, интересных и полезных сайтов. В принципе жаловаться на это не имеет смысла, т.к. для того чтобы развить сильную околоинтернетовую инфраструктуру нужно время, а наш Интернет находиться только в начале пути.
Для того чтобы начали появляться качественные сервисы для Интернета (как и для любого другого информационного рынка) необходима, прежде всего, потребность в такой такого рода информации. Если польза (прибыль, выгода) от выпуска новой информации (нового сервиса, сайта или услуги) будет выше, чем стоимость ее производства, то такой ресурс рано или поздно появится в информационно среде. Еще одной важной характеристикой, влияющей на динамику контента в сети, является глобальная конкуренция. В Интернете глобальная конкуренция достигает практически чистой формы. Находясь в Казахстане я, например, могу пользоваться сервисами или сайтами с многих других стран (главное знать язык). Так вот в Казахстане, запуск нового информационного проекта в сети трудновыполним именно из-за высокой глобальной конкуренции. Нет никакого смысла создавать новых «Одноклассников» в Казахстане, т.к. с этим прекрасно справляется уже существующий российский сервис, или создавать новую поисковую систему. Существуют многие мировые аналоги, которые будут заведомо лучше, учитывая в каких высококонкурентных условиях они работают.
Учитывая соотношение затраты/отдача и мировую конкуренцию, можно сказать, что интересные и полезные ресурсы в сети Интернет не появляются, т.к. из-за высокой конкуренции отдача будет очень низкой. На мой взгляд, казахстанским разработчикам необходимо использовать территориальное преимущество. Например, сегодня очень популярными являются порталы krysha.kz и kolesa.kz. Это достаточно удобные для казахстанцев сервисы для покупки или продажи недвижимости или авто соответственно. Или, например, создавать бесплатные и быстрые файлообменники для казахстанцев, без учета трафика с казахстанской зоны Интернет.
Резюмируя, можно сказать, что сейчас казахстанский Интернет находится в стадии первоначального скачка или стадии первоначального роста. Предпосылками развития на ближайшее будущее в Казахстане являются рост доступности Интернета, невысокий текущий охват Интернетом, и внедрение новых каналов выхода в Интернет. Скорее всего, Казахстанский Интернет выйдет из этой стадии в ближайшие 3-4 года, и подойдет к этапу, когда дальнейший рост будет возможен лишь с качественными изменениями. В тот же период (через 3-4 года) КазНет, скорее всего, будет переживать бум развития казахстанского контента, т.к. контент начинает активно развиваться в условиях большого количества посетителей (что возможно лишь с уже достаточно хорошими условиями соединения и его доступности через 3-4 года) и эффективной обратной связи.
Будем надеяться, что сбудутся все позитивные ожидания казахстанских пользователей сети и казахстанский сегмент Интернета займет свое достойное место среди прочих. Пожелаем удачи людям продвигающих наш КазНет.